По словам Исполнительного директора Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Павла Андреева, впервые в заседании, посвященном роли ислама в политике, его идеологической и прагматической составляющих, участвовали гости из Алжира, Йемена и Омана.
Незадолго до начала ближневосточной секции Валдая в США вышла книга "Снова распятый". Ее автор Раймонд Ибрагим утверждал, что из Ирака, Сирии и Египта, а также из африканских государств, находящихся под контролем исламистов, происходит массовый исход приверженцев различных направлений христианской религии, который вызван масштабными репрессиями исламских партий против иноверцев. Смогут ли новые, пришедшие на волне революций к власти исламские лидеры обеспечить комфортное существование религиозным меньшинствам? Судя по тому, как протекала дискуссия на ближневосточной секции Валдая, этот вопрос в странах "арабской весны" не стоит ни на первом, ни на втором, ни даже на третьем месте. Напротив, большинство арабских участников, если касались межконфессиональных отношений, то делали это исключительно в благостном тоне, демонстративно избегая говорить о конфликтах в отношении представителей других религий. Выглядело очевидным, что представителей стран "арабской весны" больше волнует дальнейшее распределение властных полномочий в их государствах и перспективы столкновения светских и исламских партий в борьбе за влияние в обществе. Эта дискуссия, которая преимущественно велась между представителями различных политических сил египетского общества, нередко на повышенных тонах, продемонстрировала глубинные противоречия между существующими в стране моделями дальнейшего развития. В то время, как одни участники защищали светский путь египетского государства и обвиняли своих происламских оппонентов в манипуляциях общественным мнением, те, в свою очередь, ссылались на признанные мировым сообществом результаты президентских выборов и референдума, на которых большинство египтян поддержало исламский путь развития. В Каире, по словам одного из выступавших, даже возник новый политический термин - "воля избирательной урны". Но теперь спор идет о том, как трактовать эту волю, которая фактически разделила пополам египетское общество.
С любопытным комментарием в отношении дискуссии между представителями североафриканских стран, где победила революция, выступил один из лидеров влиятельной исламской партии, действующей в Таджикистане. Его замечание сводилось к тому, что если в Египте приход к власти исламских политиков спровоцировал столь масштабный и непрекращающийся раскол в обществе, то стоит ли исламским политическим силам в центрально-азиатском регионе форсировать события и стремиться к власти, не достигнув заранее по поводу своих политических планов консенсуса в обществе.
В целом тема возможной экспансии политического ислама в другие страны на Валдае даже не поднималась. Складывалось впечатление, что в странах "арабской весны" еще не оправились от последствий революций и пришедшие в них к власти исламские партии в основном озабочены тем, как выжить - ведь за время их правления социально-экономическая ситуация не улучшилась. Новые политические элиты озабочены тем, как не скомпрометировать себя неумелым правлением, поскольку это может привести к новой революции с непредсказуемыми последствиями. "На первом этапе они еще могут свалить все возникшие в их странах проблемы на политику Израиля или Запада. Но если экономическая ситуация продолжит ухудшаться, то новым исламским властям придется отвечать. И как будут развиваться в этой ситуации события - не ясно. Революции тоже могут ходить по кругу", - объяснил "РГ" возможный цикл событий директор института Африки РАН Алексей Васильев.
Закрепившийся на международном политологическом поле тезис о "не успешности опыта Египта" заставляет представителей ближневосточных партий, относящих себя к представителям политического ислама, сосредотачиваться в основном на домашних проблемах, намеренно не упоминая о каких-либо планах по распространению своих идей. Это и продемонстрировало состоявшееся в Марокко обсуждение.
Но справедливо ли говорить о том, что "арабская весна" окончилась, и революционные события больше не грозят ни ближневосточному региону, ни монархиям Персидского залива? Мой собеседник, один из организаторов Ближневосточной секции Валдая, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин убежден: процессы арабской весны еще далеки от завершения. Но если революционные события в таких монархиях, как Иордания и Марокко выглядят маловероятными (помимо того, что лидеры этих государств ведут родословную от пророка Мохаммеда, что подтверждает их легитимность в глазах арабской улицы, они сумели вовремя провести необходимые обществу реформы), то революционная угроза для монархий Персидского залива сохраняется. Хотя пока у их правителей еще достаточно финансовых ресурсов для того, чтобы вовремя решать социальные проблемы, и помогать исламским партиям, пришедшим к власти в ближневосточном регионе. Последствия "арабской весны", по мнению Наумкина, не угрожают России, но, вместе с тем, невозможно не учитывать их влияния на мировоззрение определенной части российского исламского общества. И к этому нам надо быть готовыми.