Перекройка расходной части главного финансового документа страны на этот раз не была вызвана ростом доходов. В думских фракциях, пожалуй, уже почти не осталось оптимистов, кто еще надеется на такой рост в 2013 году. Разве что среди "справороссов".
А министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя вчера депутатам предлагаемые правительством поправки в бюджет 2013 года, прямо сказал: "Увеличения поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет не ожидается". Да и вообще ситуация непростая. "У нас происходит замедление темпов экономического роста", - констатировал Силуанов. Впрочем, у Силуанова все-таки нашлись для депутатов и оптимистичные факты (ориентировали бюджет на цену в 97 долларов за баррель нефти, а по уточненной оценке она может составить105 долларов), и целый набор мер, которые правительство предлагает принять для того, чтобы улучшить предпринимательский климат, повысить инвестиционную привлекательность России. По словам министра, большие надежды минфин возлагает на так называемый "антиотмывочный" закон - его проект сейчас готовится ко второму чтению в Думе. В дополнение правительство предложит законодательные меры по ограничению наличного денежного оборота, что "должно снизить тот теневой сектор, масштабы которого остаются значительны".
Более детально ситуацию с исполнением бюджета минфин намерен рассмотреть с депутатами осенью, когда, как правило, тоже делаются уточнения в главный финансовый документ страны. Возможно, тогда будут поправлены и его параметры, если это потребуется. А сейчас корректировка происходит в рамках установленных на 2013 год показателей. Однако, как заверил депутатов Антон Силуанов, "какие бы ни сложились в этом году доходы бюджета, те расходные обязательства, которые мы с вами запланировали на трехлетку, будут исполнены в любом случае".
Принцип нынешней бюджетной перекройки прост: взять оттуда, где деньги сэкономлены, не используются, не включены в целевые программы или по каким-то причинам оказались "лишними" и направить туда, где они, по мнению правительства, сейчас нужнее. Сэкономленными по итогам исполнения федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012 год и первый квартал 2013 года оказались более 125 миллиардов рублей. Еще 45 миллиардов рублей предполагается взять из антикризисного резерва бюджета. То есть всего законопроектом предусматривается перераспределить 171,2 миллиарда рублей, которые будут направлены на реализацию первоочередных и приоритетных задач. В том числе и тех, что были поставлены в указах президента от 7 мая 2012 года. 50 миллиардов пойдут в качестве субсидий регионам на модернизацию региональных систем дошкольного образования. 437,9 миллиона приплюсуют к бюджетным ассигнованиям на выплату единовременных пособий при устройстве детей-сирот. 1,7 миллиарда рублей предполагается дополнительно выделить на здравоохранение. Прибавку в 14,9 миллиарда рублей получат мероприятия в сфере науки, культуры, физкультуры и спорта. 20 миллиардов рублей выделяется ОАО "РЖД" - для развития железнодорожной инфраструктуры Московского региона и компенсацию потерь в доходах при пассажирских перевозках.
42 миллиарда рублей направляются на поддержку сельского хозяйства. Сфера национальной обороны, правопорядка и правоохранительной деятельности получит сверхплановые 13,3 миллиарда рублей.
Не забыты и регионы, которым, по словам министра, в этом году тяжело приходится. Поэтому минфин счел возможным перенести сроки погашения, возврата кредитов в федеральный бюджет на 2014 - 2015 годы. Перераспределенные средства могут пойти по назначению и дойти до получателей средств уже в июне, пообещал Силуанов.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин поддержал выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию президентских указов, госпрограммы развития сельского хозяйства, подготовку и проведение чемпионата мира по футболу 2018 году и увеличение бюджетных кредитов субъектам Федерации на 32 миллиарда рублей. Однако, по расчетам СП, регионам на реализацию указов не хватает ни много ни мало 700 миллиардов рублей. "Так что с этой цифрой ситуацию особо-то, наверное, не сможем поправить", - засомневался Степашин.
Думские коммунисты увидели в новых бюджетных предложениях правительства отражение своих идей и недоумевали: "А что раньше, еще прошлой осенью, фракцию не слушали?" "Может быть, вообще финансовый год нам стоит начинать в марте или в апреле. И тогда не надо будет переверстывать почти весь бюджет через три месяца после его вступления в силу?" - предположил депутат КПРФ Сергей Штогрин. Отказались поддерживать корректировку действующего бюджета и либерал-демократы, не уверенные, у тех ли средства забирают? И тем ли дают? "Законопроект не отвечает вызовам, которые стоят перед страной", - заявил депутат ЛДПР Максим Рохмистров, заметив, что фракции хотелось бы получить и ответ, почему не выполняются федеральные целевые программы и приходится сокращать запланированные на них средства: это ошибки в бюджетном планировании или чья-то халатность? И последует ли наказание? А "справороссы" продолжали упорствовать", утверждая, что при таких-то ценах на нефть дополнительные деньги будут. И надо их тратить. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам "единоросс" Андрей Макаров растолковывал коллегам: "Суть изменений сводится к тому, что возникшая в ходе исполнения бюджета экономия перераспределяется по приоритетным направлениям". И самое главное сегодня, чтобы деньги "как можно скорее дошли до своего конкретного получателя". И чтобы "не пропали", а пошли туда, где они действительно реально могут быть освоены.
"50 миллиардов дополнительно получат регионы на решение проблемы детских садов", - напомнил Макаров, заметив, что, определяя приоритеты, правительство показало правильный подход. А думская оппозиция, не голосуя за них, по существу не голосует и за 50 миллиардов рублей для детских садов, о необходимости которых говорила.