Ковров - уютный городок во Владимирской области в 250 километрах к востоку от Москвы. Его жители во все времена много и плодотворно поработали на "оборонку". И даже одна из центральных улиц города носит имя знаменитого Василия Дегтярева. Помните знаменитый военный фильм "Баллада о солдате"? В нем главный герой зарабатывает отпуск, подбив два немецких танка. А поджигает он их из противотанкового ружья, созданного ковровчанином Дегтяревым, кавалером Золотой Звезды Героя Социалистического Труда за номером два. Первую, как известно, получил Иосиф Сталин.
Но в Коврове нас интересовала другая знаменитость - художник Нина Баранова. Человек замечательный во всех отношениях. Именно благодаря ей и возродилась из небытия ковровская глиняная игрушка.
Ковровскому феномену из голубой глины - не одна сотня лет.
Уже в XII веке - археологи это подтверждают - обитателями этих мест были слеплены первые фигурки людей и животных, посуда... Однако можно и утверждать и то, что ковровскому промыслу 20 лет, поскольку годом возрождения древнего ремесла здесь считают именно 1993 год.
Любопытно, что еще в XIX веке раскопы месторождений голубой глины хранились умельцами в строжайшей тайне и передавались по наследству. Сейчас ее черпают экскаваторами все, кому не лень...
Последний из русских промышленников, который серьезно занимался в Коврове гончарным промыслом, - некто Кузнецов, живший во второй половине XIX века. И хотя имя его сохранилось в истории города, но больше всего этого Кузнецова интересовала все же посуда, а не глиняная игрушка, которая оставалась уделом одиночек-любителей, чьи художественные фантазии и изделия предназначались в основном для крестьянских детей.
По-настоящему поднять традиционный промысел на новую творческую высоту взялась Нина Баранова.
- Для нее было важно, - говорит директор Ковровского историко-мемориального музея Ольга Монякова, - вернуться к истокам и соблюсти традиции. Но Нина Павловна пошла гораздо дальше и привнесла свой неповторимый стиль в ковровскую игрушку. Благодаря этому она и получила широкую известность в последнее десятилетие.
В музее, который возглавляет Ольга Монякова, ковровской глиняной игрушке отведен отдельный зал. Выставлены здесь исключительно авторские работы, созданные в единственном экземпляре мастерами фабрики. Это и отдельные фигуры, и сложные жанровые сценки из русских сказок, изумительно вылепленные и великолепно расписанные. Они никого из посетителей музея не оставляют равнодушным.
- В них сконцентрирована великая духовность нашего народа, - говорит Ольга Монякова.
- Конечно, все, что происходит на земле, не случайно, - философски рассуждает Нина Павловна Баранова. - И я, и вы появились на свет не случайно, и каждый выполняет свою миссию. Мы долго шли к возрождению промысла. Начинали еще в советское время в кружках Дворца пионеров, в пионерских лагерях... Тогда не хватало ни кистей, ни красок, но было главное - наша замечательная глина, на которой мы живем и из которой невозможно не лепить.
Нина Павловна ведет нас по цехам созданной ею фабрики. Молодые красавицы и женщины в возрасте сосредоточенно склонились над столами. Одни лепят, другие расписывают уже обожженные в печи фигурки. Царит над всем этим, естественно, Нина Павловна.
- Я отвечаю головой за этих девочек, - говорит она. - И они знают, что я их не подведу. У каждой своя семья, дети... Их нужно обеспечить работой, нужно развивать производство. И хотя я по профессии тоже художник, но сейчас вынуждена заниматься этим. И это очень трудно.
- В чем же главная проблема существования фабрики художественного ремесла?
- Во-первых, это ручной труд. А он в любой стране считается экономически нецелесообразным. Увы, мои скульпторы и художники приравнены государством к обычным разнорабочим. Нас курирует не минкультуры, а минпромторг. И это, я считаю, неправильно. У нас нет конвейера, мы создаем уникальную продукцию...
Если окунуться в новейшую историю, можно вспомнить, что еще недавно, в советские годы, художественными промыслами руководило министерство местной промышленности. И внимание: как бы мы ни относились к советским чиновникам, но они понимали, что народные промыслы - это лицо государства, но кормить сами себя они не в состоянии. И государство их дотировало.
Нина Павловна вспоминает, как в те годы у директоров предприятий народных художественных промыслов болела голова о том, как выполнить план, а предприятия эти трудились в три смены. Существовали профессиональные худсоветы, сквозь сито которых невозможно было просочиться ширпотребу. Ничего этого сегодня, увы, нет, все пущено на самотек: выживешь - хорошо, не выживешь - твои проблемы.
- Почему удается сегодня выживать той же дымковской игрушке, - задается вопросом Нина Павловна. - Этот бренд был раскручен в бытность СССР. Нам пришлось раскручивать свой в совершенно других условиях. 90-е годы! Мы прошли через все "буераки" этого лихого десятилетия.
- Неужели и с криминалом пришлось столкнуться? - спрашиваю я.
- И с рэкетирами воевали, и с бандюками на "стрелку" ездила, - подумав несколько секунд, отвечает Нина Павловна. При этих словах на ее лице я не замечаю и тени иронии или улыбки.
...В одном из цехов основанной ею фабрики можно увидеть первооснову чуда, каковым является ковровская игрушка - холщовые мешки, набитые знаменитой голубой глиной, добытой в одном из раскопов Коврова. Они громоздились штабелями до самого потолка, и один из художников занимался тем, что прогонял глину-сырец через обычную... мясорубку.
- Это необходимо делать, - пояснил он, - чтобы потом, во время работы лепщиков, в глине не оставалось твердых вкраплений, мешающих работе.
За год сквозь эту мясорубку пропускается на фабрике свыше 20 тонн глины!
Я беру в руки небольшой кусочек. Глина мягкая и податливая вроде пластилина. Рука сама начинает что-то лепить из нее...
- В нашем ремесле много секретов и даже тайн, - объясняет мне один из лепщиков. - Кого-то глина сразу начинает любить, и у него после нескольких уроков начинает получаться буквально все, а к кому-то она настроена враждебно. Учи не учи, кроме серийных фигурок ничего путного не выходит.
Любопытно, что во время лепки очень важно руками сохранять единую температуру всего куска глины, из которого лепишь. Иначе во время сушки и обжига готовая фигурка может растрескаться.
Но сегодня у мастеров глиняной игрушки появилось много конкурентов из совершенно иной области человеческого бытия. Некие доморощенные умельцы предлагают голубую глину в качестве... косметического средства якобы от морщин на лице и от целлюлита на бедрах. В раскрутку этого мифа вложены огромные средства. А что - сырье практически дармовое, иди и копай глину, сколько унесешь... А доверчивых людей, готовых обмазаться с ног до головы этой глиной, предостаточно.
...Недавно экспертный совет по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности и торговли России зарегистрировал три десятка изделий Ковровской фабрики в качестве "образцов признанного художественного достоинства".
Это значит, что ковровская глиняная игрушка стала столь же признанным брендом, как, например, дымковская.
- Мы не убыточны, - говорит Нина Павловна, - и средств на развитие уже хватает.
Сегодня директор занимается созданием при фабрике музея глиной игрушки и собственного салона.
- Важно, чтобы наши работы видело как можно больше людей, - говорит она. - В скором времени мы намерены водить к нам на фабрику экскурсии туристов, путешествующих по Золотому кольцу. И уже договорились с целым рядом туристических фирм.
Удачи вам, Нина Павловна!
Чем отличаются дымковская и ковровская игрушки
Дымковская
- Материал - красная глина.
- Стиль - лубочный, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.
- Фон - белый.
Ковровская
- Материал - голубая глина.
- Стиль - детально прорисованные лица, костюмы, антураж.
- Фон - цветной.
Наталья Пояркова, председатель комитета по культуре, туризму, молодежной политике, семье и детству администрации Коврова:
- Нина Баранова со своей идеей открыть фабрику глиняной игрушки впервые появилась в городской администрации Коврова в 1993 году. Она глубоко интеллигентный и очень образованный человек и поначалу подход к делу у нее был больше творческий, чем организационный. Возможно, профессиональный предприниматель действовал бы по-другому. В результате вышло, что художественный уровень ее изделий очень высок, но в предпринимательском плане есть куда расти. К сожалению, существующая законодательная база пока не позволяет городским властям оказывать серьезную материальную поддержку художественным промыслам. Но все же мы смогли безвозмездно выделить под частную фабрику Нины Барановой помещение, за которое не требуем с нее арендной платы. К сожалению, заботу о народных художественных промыслах федеральные власти свалили на власти местные, а у нас возможности ограничены.