На заводе завершается сооружение нового блока производственных корпусов, чтобы за пару лет более чем вдвое нарастить выпуск сверхтяжелой техники. Недавно корреспондент "СОЮЗа" побывал на объекте. Еще издали поразили огромные ворота размером 11 на 13 метров. В такие и литературный великан Гаргантюа вошел бы, не пригнувшись! Так что ситуация, когда однажды на БелАЗе, чтобы выкатить во двор очередной грузовик рекордной грузоподъемности, пришлось разбирать стену, уже не повторится. Поражают и новые цеха общей площадью более трех футбольных полей. Самые мощные будут здесь и козловые подъемные краны грузоподъемностью 100 и 50 тонн, и пол из сверхпрочного бетона толщиной 30 сантиметров.
Самосвал, безусловно, станет вершиной белорусской школы тяжелого карьерного автомобилестроения. Два мощных дизельных двигателя, сдвоенные передние и задние шины огромного размера, стальная платформа кузова, где можно уместить с десяток танков... Впечатляют сложнейшие электронные системы управления, без которых современному автомобилю не проехать и метра. Генеральный конструктор - начальник научно-технического центра БелАЗа Александр Егоров рассказал, как идет работа:
- Уже начинают поступать основные узлы и агрегаты, вскоре начнется сборка. Есть ли заказчик? Не хочу опережать события, отмечу лишь, что это одно из российских предприятий - традиционный покупатель наших сверхтяжелых машин...
Такие машины благодаря рекордной грузоподъемности позволят еще более повысить эффективность добывающей отрасли. Однако только увеличением размеров эту задачу не решить. Поэтому на БелАЗе уже несколько лет разрабатывают самосвал с техническим интеллектом. Чтобы мог работать в карьере... без водителя.
Недавно корреспондент "СОЮЗа" стал участником первого показа в основном российским специалистам оснащенного электронным "мозгом" 130-тонника БелАЗ-75131. Вот машина подъехала к площадке с гостями, остановилась на пару минут, а затем уверенно двинулась по испытательной трассе, имитируя реальный производственный маршрут. Преодолела крутой подъем, без помарок прошла несколько поворотов, встала "под загрузку" воображаемого экскаватора, отвезла виртуальный груз на склад, разгрузилась... Специалистам БелАЗа пришлось решить множество технических проблем, прежде чем многотонная машина стала безоговорочно подчиняться командам оператора, смогла самостоятельно различать препятствия и принимать решения о дальнейших действиях, а главное, была абсолютно безопасной. В принципе, оператор может находиться за многие километры от карьера в комфортных условиях, управляя сразу 10-12 машинами. Эта работа ведется в кооперации с российскими компаниями.
...Более получаса "беспилотник" ездил по полигону, а потом с точностью до сантиметров остановился там, откуда стартовал. Интересуюсь у главного технолога Сибирской угольной энергетической компании Ивана Строгого, что привлекает в машине?
- Нет водителя - нет перерывов на обед и пересменки, - отвечает он. - Движение по маршруту под управлением компьютера и под контролем диспетчера позволило бы сэкономить топливо и снизить износ шин.
Более того, человек не способен работать в условиях высокой запыленности и загазованности на глубине 500-600 метров. Дорого обходятся подготовка водителя, обеспечение бытовых условий где-нибудь на Крайнем Севере или в горах. Так что задача создания роботизированного добывающего карьера - одна из насущных. Но роботизации только самосвала недостаточно. Необходимо оснастить интеллектом экскаватор, погрузчик, другую технику, заставить ее работать по единому плану. Задача далеко выходящая за прерогативы БелАЗа. О чем говорит и Александр Егоров:
- Мы обсуждали этот вопрос с российскими коллегами, уверен, что найдем взаимопонимание. Вопрос тем более важен, что более 60 процентов нашей техники экспортируется в Россию.
Досье "союза"
К 2015 году выпуск сверхтяжелой техники на БелАЗе увеличится в 2,2 раза - до 1000 единиц. ОАО "БелАЗ" выпускает 30 процентов карьерных самосвалов мира, а также самосвалы повышенной проходимости и другую технику. Заметное место в этом ряду могут занять и роботизированные самосвалы.