В начале года крупнейшие федеральные и региональные ритейлеры обнародовали планы развития на 2013 год. Так, компания "Магнит" повысила прогноз роста сети до более 1100 магазинов у дома (800-1000 ранее), более 60 магазинов формата гипермаркет и "Магнит Семейный" (55-60 ранее) и сократила вдвое - до 250 - число планируемых магазинов "Магнит-Косметик" и Rouge (ранее 500). За 2013-2017 года ритейлер намерен довести количество магазинов у дома до 12000, а гипермаркетов до 650.
На две крупнейшие розничные компании России ("Магнит" и X5 Retail Group) в I квартале 2013 года пришлось более 100 тыс. кв. метров торговых площадей - 34,3% (в I кв. 2012 года - около 95 тыс. кв. м (33,6%), в I кв. 2011 года - около 80 тыс. кв. м (58,7%), в I кв. 2010 года - около 55 тыс. кв. м (38%)).
В 2013 году торговые сети планируют большее внимание уделять развитию магазинов средних и малых форматов (мультиформатности сети).
Так, ГК "ДИКСИ" в 2013 году планирует открыть 16 супермаркетов "Виктория" в Москве и Московской области. Торговая сеть "Лента" в мае 2013 года открыла первый супермаркет сети "Лента" в Москве. Всего к 2015 году планируется открытие до 30 магазинов нового формата в Москве и Московской области.
ГК "О'КЕЙ" объявила о намерении развития с 2014 года собственного формата "дискаунтер". До 2016 года планируется увеличить число торговых объектов до 100, преимущественно в Московском регионе.
По итогам I квартала 2013 года доля трех крупнейших ритейлеров в чистом приросте торговых площадей (без учета сокративших площади) составила 43,3%, увеличившись относительно I квартала 2012 года на 5,8 п.п.
По мнению аналитиков INFOLine, это связано с активизацией инвестиционной деятельности "прочих" сетей из ТОП-10 FMCG России и увеличением количества открытий гипермаркетов.
Так, Auchan Groupe открыла 2 гипермаркета и закрыла сделку по приобретению у METRO Group 91 гипермаркета real,- в том числе 16 в России. "Лента", ГК "О'КЕЙ" и METRO Group открыли по 1 гипермаркету. Доля торговой сети "Магнит", учитывая масштабную инвестиционную программу 2013-2016 годах в общем приросте площадей увеличилась на 8,2 п.п. Доля X5 Retail Group сократилась на 7,5 п.п., METRO Group на 0,6 п.п., ГК "О'КЕЙ" на 2 п.п. Напротив, данный показатель у Auchan Groupe вырос на 5,3 п.п., у ГК "Монетка" на 4 п.п. (в связи с активным развитием формата "дискаунтер"), у сети "Лента" на 2,6 п.п., и у ГК "ДИКСИ" на 0,5 п.п."Прочие сети" при этом продемонстрировали сокращение прироста площадей на 10,3 п.п.