21.05.2013 00:41
Экономика

В России появятся нефтехимические конгломерации

Текст:  Владимир Леонтьев
Российская Бизнес-газета - : №19 (897)
На открывающемся 23 мая международном форуме "Большая химия" речь в первую очередь пойдет о стратегии развития российской нефтегазохимии. Хотя по сути вопрос будет стоять гораздо жестче - за счет каких мер Россия может наконец-то отказаться от своей роли поставщика сырья на рынки зарубежных государств и сосредоточиться на выпуске продукции третьих-четвертых переделов.
Читать на сайте RG.RU

В той или иной степени эта проблема уже затрагивалась на двух предыдущих уфимских форумах. Но в этот раз изменится качество обсуждения и уровень предлагаемых решений, поскольку в прошлом году "Большая химия" попала в список официальных мероприятий Минэнерго России.

- Сегодня мы остались фактически единственной площадкой, где идет деловой, конструктивный и откровенный разговор о состоянии дел в отрасли, - считает заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Евгений Маврин. - В первую очередь рассчитываем найти новые решения не только для республики, но и всего Приволжского федерального округа, "локомотива" нефтехимического производства в стране.

Согласно разработанной Министерством энергетики России стратегии развития к 2030 году в стране должно сложиться шесть крупных промышленных нефтегазохимических конгломераций с полной производственной цепочкой - от добычи сырья до получения готовой продукции. И именно Волжский кластер призван стать крупнейшим из них.

- Стране сегодня нужно создавать три крупных нефтехимических кластера: Западно-Сибирский, Уфимско-Казанский и Северо-Западный, - считает академик Алексей Конторович. - Но для этого необходимо прямое государственное участие, без него подобные серьезные проблемы не решить.

В аналитическом обзоре, подготовленном Институтом проблем глобализации, отмечается, что приватизация химических предприятий несколькими крупными сырьевыми компаниями привела к тому, что отечественные производители прежде всего заинтересованы в выпуске продукции низкой степени переработки и дальнейшей продаже ее за рубеж. Это, при минимальных требованиях к технологическому оборудованию, позволяет получить быструю финансовую отдачу. Однако это не инновационный путь развития.

Поэтому вполне закономерно, что на уфимском форуме ожидается присутствие большого "десанта" специалистов из минэнерго во главе с министром Александром Новаком, посетит его и полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, руководители ряда регионов, президенты крупнейших бизнес-структур, в том числе "Газпрома", "СИБУРа" и других.

- Выйти на более глубокие переделы можно за счет малых и средних предприятий, работающих на сырье, предоставляемом крупными компаниями, - считает Евгений Маврин. - Но проблема в том, что "оптовики" сегодня мало заинтересованы в продаже своей продукции мелкими партиями.

Как найти здесь общие точки соприкосновения? Безусловно, этот вопрос станет одним из основных при переговорах представителей государства и бизнес-сообщества.

Впрочем, определенные подвижки в российской химической промышленности происходят. В том же Приволжском федеральном округе специалистами не осталась незамеченной работа, которую начал "Газпром нефтехим Салават" в Башкирии по созданию комплекса акрилатов с самым широким спектром конечной продукции: от автомобильных красок до средств личной гигиены. В Татарстане началось строительство комплекса по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков, прежде всего гудрона.

Еще одним серьезным резервом для развития отрасли специалистам видится строительство на территории России разветвленной системы продуктопроводов, прежде всего для транспортировки ШФЛУ. Для сравнения: протяженность таких магистралей сегодня в России составляет около двух тысяч километров, тогда как в США - более 128 тысяч километров.

На прошлом форуме в Уфе было подписано соглашение о строительстве трубопровода Ямал-Поволжье. Инициаторами выступили три региона: Башкортостан, Татарстан и Ямало-Ненецкий автономный округ. В последнее время интерес к проекту проявил и Ханты-Мансийский автономный округ, и потому в рамках "Большой химии" ожидается подписание официального документа о вхождении ХМАО в состав консорциума.

Вместе с тем примеры подобной межрегиональной кооперации достаточно редки.

- Программы регионов и компаний зачастую не состыкованы друг с другом, в результате от дефицита по выпуску отдельных продуктов мы можем прийти к профициту, - считает Евгений Маврин.

Например, не так давно антимонопольная служба России разбирала ситуацию на рынке этилена. ФАС признала нецелесообразным вводить на нем особые правила, хотя отметила, что ситуация здесь напряженная. Парадокс, но как раз этилен некоторые аналитики называют тем продуктом, которого с вводом в строй всех заявленных мощностей у нас может оказаться слишком много.

По мнению Алексея Конторовича, сегодня нет нужды в конкуренции между регионами или кластерами за сырье, на первый план выходит сотрудничество и кооперация. И осуществить ее можно только на основе государственной программы.

Также на государственном уровне необходимо определить специализацию каждого из нефтехимических "узлов". Разговор о том, какие конкретные шаги нужно предпринять, чтобы подобная стратегия обрела каркас практических действий, также состоится на уфимском форуме.

Ведь сама по себе ситуация в стране во многом складывается парадоксальная: обладая самыми большими в мире запасами газа, на долю России приходится только 1,7% мирового производства и переработки этилена, пропилена и других продуктов гидролиза.

Будет на форуме рассматриваться и вопрос инвестирования в отрасль. Специально для этого в Уфу приедут представители крупных российских банков, инвесторы из Сингапура и Европы, международные финансовые эксперты.

Промышленность