"Сегодня апартаменты формируют рынок доступного жилья внутри границ старой Москвы, - считает генеральный директор компании Est-a-Tet Кайдо Каарма. - Мы все привыкли к апартаментам в элитном сегменте, в 2011-2012 году такие комплексы появились на рынке бизнес-класса, а в 2013 году этот формат пришел на рынок доступного жилья. Так как апартаменты предполагают дисконт в 15-20% по сравнению с обычным жильем, то это реальная возможность для москвичей решить свой жилищный вопрос, не выезжая за МКАД".
Переломным моментом в развитии сегмента апартаментов стал 2012 год, когда на рынок вышло сразу 22 жилых комплекса.
Пока на рынке представлено 35 объектов с апартаментами, 15 из которых находятся в многофункциональных комплексах, объединяющих жилую, торговую, офисную, развлекательную и оздоровительную функции.
Многие эксперты говорят о том, что многофункциональные комплексы - это тренд сегодняшнего рынка недвижимости. На западе такой формат уже давно стал популярным во многих городах. Для России - это пока новинка, но, которая имеет все шансы отвоевать значительную часть рынка. По данным компании "Метриум Групп", большинство таких центров расположено в ЦАО. Прочие распределены между остальными округами, лидерство среди которых принадлежит САО и ЮАО. При этом проекты с апартаментами полностью отсутствуют в ЮВАО и ЮЗАО. По словам экспертов, такое положение вещей будет сохраняться недолго. Девелоперы уже прочувствовали выгоду от реализации многофункциональных проектов, поэтому их количество в ближайшие годы будет только расти.
Одним из плюсов для застройщика является возможность построить объект недвижимости, например, реорганизовав промышленную зону, что всячески приветствуют московские власти. Город при этом получает развитый район со всей необходимой инфраструктурой, рабочие места и решение транспортной проблемы. Во-вторых, многофункциональные комплексы - это своеобразные центры притяжения, которые формируют вокруг себя инфраструктуру и позволяют создать новый формат для жизни, работы и развлечений.
"Возможность жить и работать в одном месте высвобождает огромное количество времени для себя и своей семьи, - считает директор по продажам жилой недвижимости компании MR Group Дмитрий Цветков. - Чтобы пойти на работу, даже не нужно одеваться, не говоря уже о том, что можно забыть про многочасовые пробки, в которых мы вынуждены простаивать по пути в офис, торговый центр или кинотеатр".
Кроме того, на территории многофункциональных комплексов, как правило, расположена вся необходимая инфраструктура от супермаркета и детского сада до оздоровительных центров и кинотеатров.
Покупателями апартаментов в многофункциональных комплексах обычно являются молодые семьи с детьми и без, а также крупные компании - арендаторы офисов в этом же комплексе. Они выкупают апартаменты для предоставления своим сотрудникам.
Однако, несмотря на большое количество преимуществ, многофункциональные комплексы имеют и почти столько же недостатков.
Одна из причин, почему покупатели не бросаются покупать просторные апартаменты в монолитном здании в хорошем районе, да еще и на 20% дешевле, чем в соседней хрущевке, - невозможность получить постоянную регистрацию в таком жилье. Максимальный срок регистрации, на которую может рассчитывать новоиспеченный хозяин трендового жилья - 5 лет. Кроме того, коммунальные платежи для жителей апартаментов будут выше, чем в обычной квартире. В зависимости от самого многофункционального комплекса разница составит от 15% до 100% по сравнению с аналогичным жильем.
Российский рынок многофункциональных комплексов находится пока на стадии развития и переживает неизбежные, связанные с эти периодом, трудности. Однако эксперты говорят, что рынок будет неизбежно двигаться в сторону смешанных застроек. Это тренд, который диктует развитие современного мегаполиса.