По словам партнера Ernst&Young Рабенорта Мартина, целью расширения взаимодействия сторон является необходимость сокращения количества судебных споров и аудитов компаний, работающих на международном рынке. При этом горизонтальный мониторинг - непрерывное взаимодействие сторон - наиболее успешная модель, позволяющая достичь этой цели.
С этим утверждением согласен и член генерального директората налогового и таможенного управления Нидерландов Йостен Хенк, который рассказал, что в его стране данная система была внедрена в 2002 году именно с целью демократизации процедур налогообложения. В начале проекта были заключены договоры с 20 крупными компаниями, которые согласились участвовать в проекте. Затем появилась идея расширить проект и для компаний малого бизнеса. Однако сейчас возникли сомнения в необходимости этого шага, так как подобными действиями может быть нарушен самый главный принцип проекта - абсолютная прозрачность счетов и бизнес-процессов.
В это же время, по словам сотрудника русской службы PWC Джона Дэвида, горизонтальный мониторинг или аудит в реальном времени был внедрен и в Великобритании. Тогда из налоговых органов была выведена отдельная структура, а сам проект имел цель изменить отношения между чиновниками и бизнесом, сформировать доверие между сторонами. Изначально эксперимент носил добровольный характер, однако в 2008 году был принят финансовый акт, который нормализовал процедуры подачи налоговой информации. Получив широкое распространение, система закрепила публичное мнение, что налогоплательщику выгоден статус low risk, так как этот статус предусматривает уменьшение количества проверок бизнеса со стороны налоговых служб. Однако, чтобы получить этот статус, налогоплательщик должен научиться адекватно оценивать свой бизнес, что является необходимым условием функционирования системы.
По словам начальника управления досудебного аудита ФНС Елены Суворовой, российский опыт использования горизонтального мониторинга гораздо скромнее - ФНС только в прошлом году заключила ряд договоров о его проведении с рядом компаний. Но несмотря на то что пилотный проект существует всего ничего, упрощение налоговых процедур идет все время существования НС - 15 лет. Значительное влияние на упрощение процедур оказал ввод интернет-технологий, и в первую очередь открытие сетевого персонального кабинета налогоплательщика. Кроме того, была введена система досудебного решения споров, модернизирована судебная практика.
Не менее важен вопрос сотрудничества и при раскрытии картельных заговоров. По словам старшего партнера компании "Алруд" Василия Рудомино, России выгодно участие в подобных мероприятиях, так как чем дальше страна отдаляется от раскрытия сговора, тем больше риск для инвесторов. Однако уже первый прецедент становится началом обширного сотрудничества сторон. Тем самым повышается инвестиционная привлекательность страны, так как инвесторы начинают чувствовать защиту от государства, на территории которого они открывают свой бизнес.
Какова же стартовая позиция РФ по отношению к раскрытию картельных сговоров? Прежде всего, считает Рудомино, в РФ нет законодательных барьеров и есть определенный опыт работы в этом направлении. А также есть опыт уголовных преследований и необходимая инфраструктура для раскрытия подобных экономических преступлений.
При этом существуют и определенные проблемы. Прежде всего в нашей стране нет понимания технологий привлечения к ответственности иностранных компаний, считает эксперт. Кроме того, в РФ существует понятие срока давности экономических преступлений, и этот срок слишком короток. Кроме того, небольшие сроки расследования экономических преступлений в РФ не являются в данном случае преимуществом - они недостаточны для расследования деятельности картелей, существующих до 10 лет. Также в нашей стране достаточно низкие штрафы за деятельность картелей - 15% от оборота. Если учесть, что, согласно исследованиям, вред от картельных сговоров достигает 30%, можно сказать, что все риски экономических преступников уже вложены в цену. А согласно международной практике главным инструментом раскрытия сговоров (до 75% случаев) является освобождение от ответственности, но оно до сих пор малоприменимо в нашей стране. Поэтому, согласно мнению эксперта, низкая раскрываемость сговоров обусловлена в РФ следующими факторами - нет понимания критериев доказательств сговоров, а также критериев освобождения от ответственности, в данный момент отсутствуют маркеры, а также недостаточно точно соотнесено административное и уголовное право. Тем не менее одной из стратегических задач ФАС становится именно раскрытие картелей.