21.05.2013 00:50
Власть

Леонид Радзиховский: Системная оппозиция играет "не по Станиславскому"

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №106 (6082)
Последний концерт-митинг "внесистемной оппозиции" вызвал наконец открытый бунт-на-болоте. Известный диссидент Подрабинек выступил не только против "кровавого режима", но и против борцов с ним. Видно, его достали выступления "третий день пьем защиту политзаключенных", и он высказал немало "сердца горестных замет" по адресу Карнавальных Вождей Протеста, прямо обвинил их в нестерпимой пошлости, "болотной клюкве".
Читать на сайте RG.RU

Но беда не в исполнителях. Сама роль Лидеров Протеста - пошлая. Цель изображать "непримиримую оппозицию", не имея на самом деле ни идей, ни воли к власти, - обязательно ведет только к имитации. Но если эта оппозиция - имитационная, то где же "подлинная" ?

Партии системной оппозиции - "многочленные" и "адмресурсные". Но твердо знают, что их игры - только в группе "Б", и не пытаются выйти из своей экологически-электоральной ниши. Снимают разрешенно-оппозиционную ренту - и горя не знают. Внешне они ведут себя, "как если бы" были оппозицией, - оппонируют власти в социальных вопросах, иногда голосуют "против", что, понятно, на итогах голосования не сказывается. Но играют "не по Станиславскому" - вживание в образ получается плохо, очевидно, что с властью за власть они не борются и в страшном сне этого не хотят, в их словах нет ни драйва, ни убежденности, ни веры. Ток-шоу - шоу и есть ...

В общем, не прыгают "выше крыши" : под крышей власти им уютно, тепло, мухи не кусают. В связи с этим и встает вопрос : почему реальная оппозиция не растет ни на твердой почве, ни на болоте ?

Думаю, причина - в фундаментальных особенностях нашей социально-политической Системы.

Внесистемная оппозиция в ней прижиться всерьез не может, ее удел - лишь имитировать, "пародировать себя". Мы привыкли к обязательным "эсхатологическим завываниям", любим пугать себя рассказами про возможность нового революционного краха страны, про "бессмысленный и беспощадный" и т.п. - и просто в упор не видим окружающую реальность.

Между тем, после мирной революции 1989-1991 в России наступил "конец Истории", в том смысле, что всерьез и надолго установилось открытое капиталистически-потребительское общество. Как показывает опыт Европы и США, это Система высокостабильная - никакие массовые демонстрации, забастовки, смены кабинетов, перевыборы и т.д. обвалить ее не могут. Такие возмущения Система на Западе умеет ассимилировать, переварить. Мягкая сила есть - грубой силы не надо !

Нет оснований считать, что мы тут чем-то принципиально отличаемся. Отгуляла Россия свои революции ...

Революция - "освободительный скачок", когда рывком разрушаются какие-то базовые структуры, сдерживающие развитие общества. Поэтому лозунги революции всегда четкие, в принципе выполнимые, но невыполнимые в рамках существующей Системы. Так, в 1991-м были ясные цели и лозунги : открыть закрытую страну, разрешить свободное движение людей, информации, валюты, разрешить свободные цены и частную собственность и т.д. Все эти вещи достигались конкретным, понятным политико-волевым усилием: устаревший запрет-засов сбивается. Прежняя Система, построенная на этих "сакральных засовах", рушится - новая рождается.

Сейчас ни одного такого лозунга нет и придумать не могут. Борьба с коррупцией, независимость судей, "честные выборы", переход от сырьевой экономики к инновационной - все это, как ни смешно, "общие фонемы" власти и оппозиции. Это значит, что данные цели формально вписываются в рамки существующей Системы. Но ввиду их расплывчатости никто не знает, какими действиями можно материализовать эти слова. Поэтому слова словами и остаются.

Таким образом, для внесистемной оппозиции (т.е. буквально - оппозиции, отрицающей существующую Систему и стремящейся к Революции, пусть сколь угодно мирной) - в принципе нет точки отталкивания. Она не может сфокусировать Цель - найти стенку, которую можно ломать. Хватает руками и ртом - воздух ...

Это вполне соответствует базовым особенностям Открытого общества. Разрушить (взорвать) эту гибкую Систему нельзя, потому что ее элементы постоянно перестраиваются. На "тонкую настройку" налогов-пенсий-зарплат и т.д. и должна работать оппозиция - разумеется, системная. Например, две (или больше) партий, сменяющих друг друга у власти.

Но в том-то и "особость" Открытого общества по-русски, что системной оппозиции у нас по-настоящему нет !

Здесь - противоречие. Система слишком открытая - и потому в ней не может возникнуть (и с ней бороться) внесистемная оппозиция. Но Система слишком закрытая - и потому в ней не может возникнуть и плавно менять ее изнутри политическая конкуренция партий, системная оппозиция.

Этот парадокс ("оппозицию разрешить нельзя запретить"; революция невозможна, а эволюции нет) связан с догоняющим характером всей российской Цивилизации. И имитационным характером политической Системы.

Российское государство ("первый европеец") пересадило на нашу почву многие элементы западной социально-экономической Системы ("базис"). Но не политическую Систему ("надстройку"). Тут "догнали Европу" чисто фонетически - просто поставили муляжи западных институтов ("метод Эллочки Людоедки"). Особенно явно это было при Соввласти - имитация Конституции, выборов, парламента ... Так наше Самодержавное Пространство искривило западное время. В 1990-е политсистема стала реальнее, но под табличками "партии" - муляжи.

В результате, с одной стороны, у нас в XXI веке сохраняется повестка дня XIX века в Европе: регулярная сменяемость главы Государства, конкуренция партий и т.д. А с другой стороны - у нас же все это по закону есть, "бороться" не за что ! Дверь широко открыта. Но войти нельзя - ведь это только голограмма двери.

Позиция