Известно, что эта проблема традиционно касается регионов, граничащих с Московской областью, куда стремится уехать на заработки немало медиков с периферии. Однако актуален вопрос и для экономически развитых и удаленных от столицы регионов ЦФО. В частности, для Белгородчины, где квалифицированных кадров особенно не хватает в селах. По словам главврача Губкинской центральной районной больницы Ирины Кротовой, даже масштабная федеральная программа "Земский доктор" не дала в этом случае результатов. Миллион рублей подъемных для желающих отработать в селе пять лет безоговорочным стимулом не стал.
- Может быть, в пригородных селах эта проблема и решается успешно: человек ездит на работу в амбулаторию, при этом живет в городе, но в отдаленные - и миллионом никого не заманишь, - говорит она. - Наверное, надо что-то добавлять в программу. Может, изменить возрастной ценз?
Впрочем, первый вице-спикер облдумы, курирующий программу пополнения штата "земских докторов", Александр Скляров с этим утверждением не согласен.
- В прошлом году мы привлекли в села 67 врачей, и большинство решило потратить выданный миллион рублей на покупку или строительство жилья в тех же селах, где они устроились на работу, - отмечает он. - И мы не ошиблись в подборе кадров, эти специалисты грамотные и очень востребованные. К некоторым "земским докторам" люди едут из райцентра.
Но, как выяснилось, кадровый вопрос волнует не только руководство сельских больниц.
- С кадрами у нас просто катастрофа. Не хватает не только узких специалистов, но и медсестер. Они сначала приходят на практику, а потом - нет их, устраиваются в частные кабинеты, - говорит главный врач первой Белгородской городской больницы, депутат облдумы Александр Сотников.
В связи с этим он предлагает вернуть систему распределения, чтобы специалист хотя бы год или два отработал в каким-либо государственном или муниципальном учреждении. Ирина Кротова в этом с коллегой согласна. По ее словам, даже механизм целевого направления на обучение из районов не дает гарантии возврата дипломированного медика.
- Каждый год мы ездим на распределение в Белгородский госуниверситет, и, честно говоря, уже не хочется этого делать, - признается врач. - К тому моменту все выпускники уже заняты. Мы не получаем необходимых специалистов, в этом году они вновь как будто растворились.
Декан медфака БелГУ Нина Жернакова, комментируя ситуацию, называет ее закономерной.
- В настоящее время потребность в специалистах увеличилась почти в два раза, - поясняет она. - Об этом говорит и количество абитуриентов, которые претендуют на одно место при поступлении. Могу сказать, что проблема нехватки кадров - это и наша проблема. Но я не понимаю, каким образом главврачи рассчитывают получить лучшего специалиста, приезжая на распределение. Его нужно искать с третьего курса, когда у человека уже имеется представление о том, как он будет жить дальше. Ситуация такова: договоры с работодателями заключили чуть более 80 процентов выпускников, но почему потом эти люди уходят из медицины? Наверное, есть проблема на местах.
Нина Жернакова подтверждает, что даже те, кто поступил на факультет по целевому направлению, зачастую не возвращаются - потому что связь с ними в процессе учебы никто не поддерживает. А если ее нет, то и миллион рублей подъемных - не повод возвращаться в село.
- Эта программа нравится тем молодым врачам, кто успел создать семьи в студенческие годы, ведь когда они приезжают в район, получают два миллиона - уже серьезное подспорье, - подчеркивает декан. - А миллион, как легко посчитать, - это порядка 16 тысяч рублей в месяц. Любая фармкомпания предложит больше. К тому же я не знаю ни одного студента, который бы получил стимул, в том числе материальный, от районной больницы, где он проходил практику, - отметила она.
Главный врач одного из коммерческих медцентров Наталья Куницина говорит, что кадровый вопрос остро стоит и в коммерческих учреждениях:
- Жаль, что частная медицина пока не интегрирована в общую систему. Мы отбираем лучших выпускников из разных учебных заведений, но отдаем предпочтение тем, кто родился в Белгороде или области. На наши предложения охотно соглашаются - ведь центры оснащены современным оборудованием, здесь оказывают высокотехнологичную помощь, и это привлекает молодых специалистов. Денежное вознаграждение труда - это очень важно, но каждому врачу мы объясняем, какую зарплату он может получить при выполнении того или иного задания. Говорим о реальных объемах работы, и человек понимает, под силу ему это или нет.
Комментируя ситуацию с кадрами, председатель комитета облдумы по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов отметил, что зачастую в подборе специалистов и работе с ними используют общий подход. Врачей стараются уравнять между собой: в том числе и по зарплате, дескать, если повышать - то всем.
- Это неверно, - убежден он. - Если специалист востребован и к нему идут люди, пусть он получает хоть в разы больше того, кто принимает в соседнем кабинете. Тогда будет понятно, какой врач нужен, и престиж профессии станет выше.
Власти соседней Курской области озабочены проблемой нехватки кадров в системе здравоохранения не меньше. В отличие от Белгородской области программа "Земский доктор" здесь не принесла каких-то ощутимых результатов, да и не совсем подошла региону. Острый дефицит специалистов ощущают районные больницы, большинство из которых находится в городах. Региональное законодательное собрание решило выступить с обращением к федеральным властям, попросив включить в перечень тех, кто имеет право на деньги, специалистов районных больниц, а не только сельских.
- Из 28 районов нашей области сельских всего пять, - отметил председатель облдумы Виктор Карамышев. - Райцентрами остальных являются города, но та же Дмитриевская районная больница, как и другие учреждения, обслуживает жителей сел.
В Калужской области, чтобы решить кадровую проблему, медработников собираются стимулировать не только дополнительными выплатами к зарплате, но и помощью в покупке жилья по ипотеке. Ежегодный целевой набор в профильные вузы должен повысить число молодых специалистов, особенно в сельской местности, где их нехватка ощущается наиболее остро. Особое значение областное министерство здравоохранения придает переобучению специалистов за счет средств бюджета.
Все эти меры предусмотрены в региональной долгосрочной программе обеспечения отрасли медицинскими кадрами, рассчитанной до 2020 года. По словам начальника управления кадровой работы калужского минздрава Галины Чулковой, самый большой дефицит специалистов ощущается на станциях скорой медицинской помощи. Они укомплектованы только на 55 процентов.
В Тульской области, по словам губернатора Владимира Груздева, в сферу здравоохранения в кратчайшие сроки надо привлечь не менее полутора тысяч специалистов. Здесь, как и в соседей Калуге, решено реализовать профильную кадровую программу, на которую в ближайшие пять лет из регионального бюджета выделят миллиард рублей. Речь идет о единовременных выплатах по миллиону рублей сельским врачам, льготных трехпроцентных ипотечных кредитах для медработников, целевом бесплатном обучении студентов-медиков.
Практика подъемных востребована в большинстве регионов. Во Владимирской области речь идет о миллионе рублей, в Смоленской отдельные категории работников областных учреждений здравоохранения, расположенных в городах, могут рассчитывать на сумму в 200 тысяч, в селах - на 500. В Липецке с 20 до 200 тысяч вырос размер единовременных выплат выпускникам медицинских вузов, которые трудоустроились в учреждения здравоохранения на территории районов области, и до 100 - для тех, кто осел в городах.