Сейчас на этот пост претендуют вице-президент РАН, нобелевский лауреат Жорес Алферов, вице-президент РАН Александр Некипелов и академик Владимир Фортов. Действующий президент Юрий Осипов ранее также намеревался участвовать в выборах, однако несколько дней назад снял свою кандидатуру. Жорес Алферов решил баллотироваться на пост президента после длительных раздумий. Предложение возглавить РАН поступало ему еще в 2001 году. Однако тогда, по словам академика, ему показалось, что позитивные изменения, в том числе в развитии науки, будут продолжаться и без его непосредственного участия. Сейчас это мнение изменилось.
Жорес Иванович, вашу программу многие считают более консервативной, чем планы ваших оппонентов. Какие-то перемены вы планируете?
Жорес Алферов: Внимательное чтение программ всех кандидатов свидетельствует, что считать одну их них более консервативной, чем другую, нет оснований. Сейчас у нас доля ВВП на душу населения отличается от развитых стран в разы, и ни нефтью, ни газом, ни лесом этот разрыв не ликвидировать. Есть только один способ - это высокие технологии, то есть наука. Пытаться управлять всей структурой Российской академии наук - слава богу, что мы ее сохранили - президент не может и президиум тоже. Поэтому нужны другие права для отделений - и для региональных, и для специализированных. Безусловно, нужно увеличить финансирование РАН. Но я все время подчеркиваю, что академия - вневедомственная организация, она управляет не только своими институтами. Поэтому необходимо создание межотраслевых программ, которые использовали бы наш научный потенциал, и вовлечение в академическую сферу неакадемических организаций.
Возможно ли привлечь к работе частные компании?
Жорес Алферов: Это потребует серьезных раздумий. Бизнес платит за то, что ему нужно сегодня, а государство - за то, что понадобится завтра. В США ведущие мировые компании раньше проводили очень много базовых исследований, публиковали результаты и имели от этого огромную выгоду, потому что новые технологии - это новая идеология. Отказавшись от этого, они многое потеряли. Но там бизнес от науки все же многое получил, у нас пока не так. Но раз мы теперь имеем частную собственность, частный бизнес, мы должны работать с ними, а бизнес должен понять, что реальные изменения они получат, взаимодействуя с наукой.
Кажется, у вас уже есть такой опыт?
Жорес Алферов: Я говорил главе "Роснано" Анатолию Борисовичу Чубайсу, что вы подчистите все и будете на нулях, если не будете финансировать науку, новые перспективные разработки. Он ответил, что это невозможно по уставу "Роснано". "Меняйте устав", - сказал я.
Как вы планируете реформировать работу президиума РАН в случае своего избрания?
Жорес Алферов: Я считаю, что необходимы другие программы работы президиума, прежде всего междисциплинарные. К примеру, мы сейчас потеряли лидирующее положение в области солнечных батарей на высоких орбитах в космосе. Сегодня КПД гетероструктур, кстати, разработанных в СССР, на Западе уже выше, чем у нас. Налицо технологическое отставание при научном лидерстве. Это нужно ликвидировать. А для этого академия и президиум должны брать на себя ответственность за достижение результатов мирового уровня, привлекая к этой программе другие ведомства и министерства, в том числе и по финансовой линии.
Какие перспективы вы видите в развитии Сколково как сопредседатель его Консультативного научного совета?
Жорес Алферов: Льготы и привилегии должны распространяться на все научные центры в России, а не только на территорию Сколково. Она не должна стать своеобразной офшорной зоной. К сожалению, поправка к закону о Сколково, предложенная мною в соавторстве с академиком Черешневым и профессором Колесниковым, о том, что статус участника сколковских проектов присуждается только при положительном решении нашего совета, была отвергнута Государственной Думой по рекомендации фонда "Сколково".
Ходят слухи, что вы со временем собираетесь передать пост главы академии члену-корреспонденту РАН, директору РНЦ "Курчатовский институт" Михаилу Ковальчуку?
Жорес Алферов: Это полная ерунда. Пост президента предлагает так много реальных перспектив, что я намерен в случае избрания полностью отработать первый срок. А если будут силы, то и баллотироваться на второй.