Пока читатели и зрители "Российской газеты" с помощью шести видеокамер, установленных в зале Александринки, выбирают свой ракурс "Невского проспекта", о театральном эксперименте рассказывает режиссер Валерий Фокин.
"Невский проспект" стилистически больше подходит для Новой сцены Александринского театра, но "прописку" получил на основной. Постоянную или временную?
Валерий Фокин: Это проект для главной сцены. Но это скорее акция, чем в чистом виде спектакль.
Акция - долгоиграющая?
Валерий Фокин: Думаю, мы его поиграем. Мне хотелось, чтобы если на Новой сцене над открытием работала молодежь с Андреем Могучим, другая группа молодых людей тоже была задействована здесь. "Невский" - это жест в сторону молодых. Даже начиная от постановочного решения: мы впервые играем не на сцене, - мы никогда не делали спектаклей, чтобы действие происходило в ложах, ярусах и в зрительном зале Александринского театра. Мы так никогда не играли.
Не говоря уже о прямых включениях с настоящего Невского проспекта, на котором каждую минуту разыгрывается отдельная постановка...
Валерий Фокин: Есть и прямые включения с Невского, и вообще очень много видео. Мне кажется, может, даже чересчур много, но это тоже сегодняшний день.
От Гоголя там мало что осталось?
Валерий Фокин: Там нет такого чистого Гоголя. Есть, скорее, настроение, ассоциации гоголевского проспекта...
Но два гоголевских сюжета с двумя дамами уцелели?
Валерий Фокин: Фрагментарно, намеками. Скорее остался тот сюжет, который был главным для Гоголя и который, как мне кажется, и сегодня современен. Чем знаковое это место? Тем, что Невский проспект гораздо даже в большей степени, чем наша московская Тверская, беспрерывно лжет и все время меняет лицо. Он может человека разоблачить, сделать его несчастным, может возвысить, соблазнить, обмануть. Не говоря уже о том, что там можно потеряться. Он все время такой проспект-перевертыш. Про это и Гоголь писал. И вот это оказывается актуально до сих пор. Как и реальность странных, полусумасшедших людей, которыми этот город населен.
Сейчас сумасшедших больше, чем было тогда?
Валерий Фокин: Я думаю, гораздо больше. И тогда они были, и у Достоевского мы встречаем странных людей, и у Гоголя. Но сейчас больше - потому что и жизнь тяжелее, наверное, в каких-то проявлениях.
А кто это знает?
Валерий Фокин: Кто знает...
Читатели и зрители "РГ" - о "Невском проспекте":
Давно не видела такого настоящего яркого театрального действа! Особенно задумка поменять местами зрителей и сцену, браво художнику-постановщику за новизну. Ненормативная лексика ложится на сюжет и не выпирает. От монолога Нурика - мурашки... Николай Мартон напомнил всех ушедших "тех" петербуржцев... А крошка-милиционер! И при этом все без пафоса и надрыва. Cпасибо всем!
Nikitina Tatiana
"Невский проспект" потрясает сочетанием не сочетаемого. С одной стороны, различные жизненные ситуации, которые позволяют глубоко прочувствовать несовершенства общества. Здесь особо хотелось бы выделить монолог пожилого человека о снеге, в котором он точно определяет причины нежелания молодежи что-либо делать и как бы то ни было совершенствоваться нравственно. Не может не восхитить сцена о красоте и музыке. С другой стороны, удивляет постановочное решение. Хаос, творящийся на сцене, постепенно складывается в единую картину и заставляет задуматься, что каждый день мы живем в таком же хаосе, но не замечаем его, так как привыкли видеть общую картину...
Александр
22 - 24 мая - "Невский проспект". Премьера. Театральный эксперимент творческой группы.
22, 23 мая - "Петербург". Режиссер - Андрей Могучий.