22.05.2013 00:05
Культура

Валерий Фокин: Мы впервые играем не на сцене, а в зрительном зале

Только в "РГ": продолжается интернет-премьера "Невского проспекта" Александринки
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (6083)
От улицы Правды в Москве до Невского проспекта теперь - всего два клика мышкой. Быстрее, чем довезет "Сапсан", на премьеру Александринского театра можно попасть на сайте RG.RU. И не только увидеть уникальный спектакль, но и получить шанс поучаствовать в нем.
Читать на сайте RG.RU

Пока читатели и зрители "Российской газеты" с помощью шести видеокамер, установленных в зале Александринки, выбирают свой ракурс "Невского проспекта", о театральном эксперименте рассказывает режиссер Валерий Фокин.

"Невский проспект" стилистически больше подходит для Новой сцены Александринского театра, но "прописку" получил на основной. Постоянную или временную?

Валерий Фокин: Это проект для главной сцены. Но это скорее акция, чем в чистом виде спектакль.

Акция - долгоиграющая?

Валерий Фокин: Думаю, мы его поиграем. Мне хотелось, чтобы если на Новой сцене над открытием работала молодежь с Андреем Могучим, другая группа молодых людей тоже была задействована здесь. "Невский" - это жест в сторону молодых. Даже начиная от постановочного решения: мы впервые играем не на сцене, - мы никогда не делали спектаклей, чтобы действие происходило в ложах, ярусах и в зрительном зале Александринского театра. Мы так никогда не играли.

Не говоря уже о прямых включениях с настоящего Невского проспекта, на котором каждую минуту разыгрывается отдельная постановка...

Валерий Фокин: Есть и прямые включения с Невского, и вообще очень много видео. Мне кажется, может, даже чересчур много, но это тоже сегодняшний день.

Смотреть спектакль "Невский проспект"

От Гоголя там мало что осталось?

Валерий Фокин: Там нет такого чистого Гоголя. Есть, скорее, настроение, ассоциации гоголевского проспекта...

Но два гоголевских сюжета с двумя дамами уцелели?

Валерий Фокин: Фрагментарно, намеками. Скорее остался тот сюжет, который был главным для Гоголя и который, как мне кажется, и сегодня современен. Чем знаковое это место? Тем, что Невский проспект гораздо даже в большей степени, чем наша московская Тверская, беспрерывно лжет и все время меняет лицо. Он может человека разоблачить, сделать его несчастным, может возвысить, соблазнить, обмануть. Не говоря уже о том, что там можно потеряться. Он все время такой проспект-перевертыш. Про это и Гоголь писал. И вот это оказывается актуально до сих пор. Как и реальность странных, полусумасшедших людей, которыми этот город населен.

Сейчас сумасшедших больше, чем было тогда?

Валерий Фокин: Я думаю, гораздо больше. И тогда они были, и у Достоевского мы встречаем странных людей, и у Гоголя. Но сейчас больше - потому что и жизнь тяжелее, наверное, в каких-то проявлениях.

А кто это знает?

Валерий Фокин: Кто знает...

Читатели и зрители "РГ" - о "Невском проспекте":

Давно не видела такого настоящего яркого театрального действа! Особенно задумка поменять местами зрителей и сцену, браво художнику-постановщику за новизну. Ненормативная лексика ложится на сюжет и не выпирает. От монолога Нурика - мурашки... Николай Мартон напомнил всех ушедших "тех" петербуржцев... А крошка-милиционер! И при этом все без пафоса и надрыва. Cпасибо всем!

Nikitina Tatiana

"Невский проспект" потрясает сочетанием не сочетаемого. С одной стороны, различные жизненные ситуации, которые позволяют глубоко прочувствовать несовершенства общества. Здесь особо хотелось бы выделить монолог пожилого человека о снеге, в котором он точно определяет причины нежелания молодежи что-либо делать и как бы то ни было совершенствоваться нравственно. Не может не восхитить сцена о красоте и музыке. С другой стороны, удивляет постановочное решение. Хаос, творящийся на сцене, постепенно складывается в единую картину и заставляет задуматься, что каждый день мы живем в таком же хаосе, но не замечаем его, так как привыкли видеть общую картину...

Александр

Афиша смотрите спектакли на rg.ru

22 - 24 мая - "Невский проспект". Премьера. Театральный эксперимент творческой группы.

22, 23 мая - "Петербург". Режиссер - Андрей Могучий.

Драматический театр