И, хотя сумма господдержки АПК в этом году увеличилась, все же крестьянам приходится рассчитывать главным образом не на государство, а на свои силы. Либо на помощь инвесторов, которые в последние годы по-новому взглянули на сельское хозяйство - не как на "черную дыру", а как на перспективный бизнес. Ведь продукты питания будут востребованы всегда, хотя затраты в этой отрасли окупаются не слишком быстро.
"РГ" уже писала о крестьянском хозяйстве в селе Коменки Богдановичского района, которое взялись поднимать частные инвесторы. Ровно через год мы решили вновь навестить это агропредприятие, чтобы узнать, что изменилось в деревне с приходом городских предпринимателей, и не разочаровались ли они сами, вложив деньги в это направление. Увиденное обрадовало: хозяйство не только не прогорело, но и наращивает объемы производства и строит далеко идущие планы.
Посевная здесь пока в самом разгаре. Выращивают главным образом кормовые культуры, чтобы обеспечить молочную ферму, в которой уже около 800 голов скота. Коменцы объясняют: почти всю продукцию комбикормового завода в Богдановиче приобретает крупнейший местный свинокомплекс, мелким сельхозпроизводителям мало что достается. Чтобы не возить корма издалека, покупая их втридорога, вынуждены развивать собственное растениеводческое направление.
В этом году сев начался в хозяйстве с радостного события - покупки новой сеялки. Как подчеркивает руководитель сельхозпредприятия Олег Степанов, единственной в мире: белорусский производитель усовершенствовал базовую модель специально для уральского заказчика. Преимущества эксклюзивной техники уже успели оценить: высокопроизводительна, удобна в управлении. Важно и то, что при необходимости сеялка компактно складывается, что позволяет доставлять машину на поле даже по узкой дороге.
Однако, по словам Степанова, есть у новой техники и недостаток - на нее не положена субсидия. Власти возвращают сельхозпроизводителям до 50 процентов от стоимости только отечественной техники. А она, по словам селян, куда менее эффективна: фактически одна иномарка заменяет три российских аналога. Поэтому аграрии стоят перед тяжелым выбором: купить отечественный агрегат либо разориться на качественную заграничную модель. Понятно намерение государства поддержать своих производителей, но тем, кто работает на земле, хотелось бы, чтобы российские машиностроители все же стремились дотянуться до конкурентов. Коменцам помогли купить хорошую сеялку инвесторы. "Запряженный" в нее трактор - тоже импортный. Планируют купить также зерноуборочный комбайн - уже российскогопроизводства. Крестьяне уверены, что эти вложения окупятся, но без помощи инвестора обзавестись такими машинами не удалось бы. К слову, по информации профильного министерства, в 2013 году сумма субсидий на приобретение техники в области составит 376 миллионов рублей - это не так уж много, если учесть что один комбайн стоит около 4,5 миллиона.
Впрочем, как оказалось, мало накопить на качественную технику - не менее сложно отыскать человека, который станет на ней работать. Олег Степанов признается: сначала нашли квалифицированного механизатора, а уж потом приобрели машину. Скажем прямо, специалиста переманили, посулив работу на отличной машине. С кадрами здесь, как, впрочем, и повсюду в сельском хозяйстве, просто катастрофа. Работникам в основном за 50, и те наперечет. Молодежь массово перебирается в города. Хотя, если кто и готов остаться, получить специальность негде: в районе закрылись все образовательные учреждения, где учили на механизаторов.
- Проблема крайне актуальна: специалистов в хозяйствах района остро не хватает, - подтверждает глава Богдановичского городского округа Владимир Москвин. - Мы хотели бы возродить учебный комбинат, который раньше готовил механизаторов для наших сельхозпредприятий.
По словам селян, развиваться мешают и растущие затраты - главным образом на энергоресурсы. Горючее ощутимо подорожало: поставка льготного топлива для сельхозпроизводителей в России нынче не предусмотрена. Вместо этого во время полевых работ дизтопливо для аграриев реализуется ниже отпускных цен на 300-500 рублей за тонну - только на определенных заправках.
Кроме того, в связи со вступлением России в ВТО целевые субсидии (например, на приобретение минеральных удобрений) в этом году заменили на несвязанную материальную поддержку из расчета на гектар посевов. По информации областного министерства АПК и продовольствия, на эти цели из федерального и областного бюджетов выделено 318,8 миллиона рублей. В целом же, сообщил министр Михаил Копытов, на поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в Свердловской области в 2013 году будет потрачено около 3,3 миллиарда рублей. Деньги распределят на 30 направлений, в том числе организацию посевной, поддержку животноводства и семеноводства, возмещение процентов по кредитам, компенсацию затрат по страхованию и т. д.
Правда, на деле, отмечают работники крестьянского хозяйства, воспользоваться господдержкой достаточно сложно. Областная комиссия, принимающая решение о выделении субсидий, требует предоставлять целые пачки документов и нередко придирается к мелочам. В небольших хозяйствах, как правило, просто нет в штате лишних специалистов, которые "собаку съели" на подготовке таких бумаг. И, если пакет документов все же удается собрать, нередко из-за несущественной ошибки крестьяне лишаются поддержки.
- Муниципальная власть знает хозяйства в своем округе и могла бы поручиться за тех, кто хорошо работает и действительно достоин господдержки. Может быть, стоит заменить часть отчетности поручительством главы района? Потому что без государственной помощи местным сельхозпроизводителям не выжить, - предлагает вариант упрощения процедуры получения субсидий Владимир Москвин.
Кстати, сократились в этом году и молочные субсидии, но еще более остро, по словам Олега Степанова, стоит проблема сбыта молока. Раньше хозяйство поставляло его на молочный завод в Богдановиче, но от такого сотрудничества пришлось отказаться: там не только принимали продукцию по заниженным ценам (по 13,5 рубля за литр), но еще и задерживали оплату до 34 дней - долг перед одним только хозяйством доходил до 1,2 миллиона рублей. Причем бывали дни, когда местный монополист просто отказывался принимать молоко и производителям в буквальном смысле приходилось выливать его на землю.
Впоследствии удалось приобрести хороший молоковоз и договориться о поставке сырья с предприятием в Верхней Пышме. Здесь за коменскую продукцию стали платить по 15 рублей. Условия сотрудничества сегодня вполне удовлетворяют крестьян, ведь себестоимость производства молока - 12 рублей. Однако, наученные горьким опытом, они все же решили с помощью инвесторов построить мини-цех для переработки своей продукции. Планируется, что он заработает уже летом.