- Во время нынешней экспедиции проводились исследования аэрозольного газового состава атмосферы, биологические, микробиологические, палеологические исследования, - говорит Алексей Гайдашов. - Данные мы передаем на Большую землю по каналам спутниковой связи или привозим с собой. При изучении озонового слоя, например, проводится сравнительный анализ с измерениями, проведенными на континенте: этой актуальной для человечества темой мы занимаемся с 2006 года, и уже наработана определенная статистика изменений...
В этих исследованиях находят применение приборы, разработанные в Беларуси. Например, радиолокационные средства - так называемые локаторы поверхностного зондирования. Они позволяют заглянуть под поверхность снега и увидеть, что происходит на глубине ста или даже тысячи метров. Еще один прибор - лидар - разработан в Институте физики НАН Беларуси. Он при зондировании атмосферы определяет наличие аэрозоля на той или иной высоте. Фактически это радиометрическая станция высокого уровня, о чем говорит ее официальная регистрация в международной сети Аэронет. Белорусские данные размещаются, в частности, на сайте НАСА. Использовалась и солнечная мини-электростанция, сейчас создается ее отечественный аналог.
В будущем предполагается использовать для изучения Антарктики белорусский космический аппарат, выведенный на орбиту российской ракетой-носителем. Как известно, на развитие сотрудничества в освоении космического пространства направлено несколько научно-технических программ Союзного государства. Михаил Король поясняет:
- Предполагается, в частности, осуществить съемку прибрежной зоны, выделение перспективных точек для изучения другими методами. Одна из задач нашей экспедиции и заключалась в калибровке оптических инструментов белорусского космического аппарата. Мы выполнили четыре серии таких наблюдений, потребовавших участия всех членов экспедиции. Проводятся наблюдения как отражающих свойств поверхности, так и толщи атмосферы. Разрешающая способность спутника позволяет в будущем использовать сделанные в Антарктике снимки для определения биологических запасов прибрежных вод. Это очень важно. Как и определение геологической структуры ледового континента.
Эти исследования станут еще более результативными в результате создания и использования возможностей белорусско-российской космической группировки. И это, говорит Алексей Гайдашов, далеко не единственный пример союзного сотрудничества в Антарктике:
- С россиянами мы работаем в одной связке, наше взаимодействие развивается в первую очередь в логистической и транспортной сферах.
Например, белорусские полярники могут пользоваться транспортной схемой российской антарктической экспедиции, грузы в этом случае будут отправляться попутно. В регионе, где планируется развивать совместную деятельность, уже находится российская станция. Белорусские и российские полярники вместе принимают транспортные самолеты, проводят экологические мероприятия, а при необходимости приходят друг другу на помощь.
Беларусь намерена реально застолбить свое участие в исследованиях шестого континента, а для этого построит там станцию. Место для нее уже выбрано. Это плоская терраса, прикрытая горной грядой от ветров с Южного полюса. Рядом - пресное озеро, из которого можно брать воду для бытовых нужд. Постройки станции будут модульного типа, изготовить их планируется в Беларуси. Предполагается, что уже во время следующей, седьмой экспедиции, намеченной на следующий год, на ледовый континент будет доставлен первый модуль. Первую синоптическую сводку можно будет считать датой рождения белорусской антарктической станции. Это произойдет в 2015-2016 годах.
Больше всего белорусских полярников поразила природа Антарктики: синева воды и снега, а также... черные ручьи. Такой цвет им придают местные водоросли.
Кстати
В марте нынешнего года в Санкт-Петербурге на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства было подписано Межправительственное белорусско-российское соглашение о сотрудничестве в Антарктике. Стороны шли к его подписанию 7 лет. Оно охватывает весь спектр взаимодействия в изучении полярного континента.