23.05.2013 07:52
Экономика

Власти Кургана отказались решать проблему парковок

Решать проблему автостоянок в Кургане жителям предложили самостоятельно
Текст:  Валентина Пичурина (Курган)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6084)
Власти города Кургана считают неперспективным строительство автостоянок в областном центре, предлагая собственникам жилья самим организовывать парковки во дворах многоэтажек.
Читать на сайте RG.RU

По данным департамента развития городского хозяйства администрации Кургана, в областном центре заключено 22 договора аренды земли под платные автомобильные стоянки. Причем 21 договор заключен с 2009 по 2011 годы и лишь один - в 2012-м. В текущем году заявок от бизнеса на строительство такого рода объектов вообще не поступало. Видимо, из этого факта чиновники сделали вывод, что проблемы автостоянок в городе не существует. Как заявила на заседании комитета по экономической политике областной Думы начальник управления земельными ресурсами департамента развития городского хозяйства Татьяна Воденникова, в плане перспективной застройки Кургана для автомобилей предусмотрены только парковочные дворовые места. Кроме того, она напомнила, что вопросы размещения платных автостоянок проходят процедуру публичных слушаний, на которых обычно сами курганцы возражают против строительства стоянок в зоне жилой застройки. В то же время Жилищный кодекс РФ предоставляет жителям многоэтажек право общей долевой собственности, в том числе и на земельный участок, на котором расположен дом, поэтому горожане могут самостоятельно организовывать парковки во дворах.

- Если на общем собрании собственники квартир решат создать на прилегающей к жилому дому территории парковку, то никто не может им этого запретить - если, конечно, не нарушаются правила благоустройства, - пояснила начальник городского управления.

В случае нарушения таких правил следует обращаться в контролирующие и надзорные органы, напомнила Воденникова, подчеркнув, что у администрации города функций надзора нет.

Позиция городских властей вызвала у областных законодателей неоднозначную реакцию. По сведениям ГИБДД, почти на 330 тысяч человек населения Кургана сегодня приходится около 121,5 тысячи автомобилей. Ежегодно городской автопарк увеличивается на 5-6 процентов. Дворы забиты до отказа, автомобили МЧС и скорой помощи порой не могут пробраться к подъезду. При этом ни многоуровневых автостоянок, ни подземных паркингов в городе не строят. А главное - и планов таких нет. Правильно ли это?

Жители тоже отмечают, что городские власти фактически самоустранились от решения проблемы, пытаясь переложить ее на плечи горожан. Однако далеко не во всех дворах есть возможность организовать парковки: большинство хрущевок в Кургане построено сорок и более лет тому назад, эти кварталы явно не приспособлены для сегодняшнего количества автомобилей. Впрочем, даже не все новостройки могут похвастать удобством для автовладельцев. Например, в одном из новых микрорайонов построили красивые современные дома, но машинам во дворе настолько тесно, что многие водители на ночь оставляют "железных коней" на обочине дороги - благо, улица здесь широкая.

Могли бы выручить, как раньше, гаражи, но генпланом их строительство в центре города также не предусмотрено, а на окраинах немногие решатся сегодня вложиться в такой проект. Владельцы авто все чаще оставляют их у подъездов, хотя сводки ГИБДД говорят об участившихся угонах легковушек.

Председатель регионального отделения "Опоры России" Иван Камшилов считает: просто для автостояночного бизнеса в Кургане нет условий, вот он и не развивается. Прежде всего останавливает предпринимателей срок аренды - всего три года. Вложив миллионы рублей в обустройство  площадки и не успев за это время как следует развернуться, порой приходится сворачивать дело. Случается, что арендатора просят освободить территорию раньше срока в связи со строительством дома или другого капитального объекта. Второе препятствие - слишком тяжелое налоговое бремя. Ведь налог берут не с количества автомобилей, как было раньше, а с квадратного метра, и, чтобы большая площадка стала окупаемой, должно пройти немалое время.

- Стоит также учесть, что растет кадастровая стоимость, а следовательно, арендная плата, страховые сборы, - поясняет лидер местной "Опоры". - Все это сказывается на цене машиноместа, которую многие водители считают слишком высокой.

По мнению председателя комитета по экономической политике Облдумы Евгения Кафеева, если главное препятствие для развития автостоянок - высокие налоги, то стоит подумать о внесении поправок в региональный закон о патентах и перевести этот вид предпринимательской деятельности на патентное налогообложение.

Областные депутаты предложили коллегам из Гордумы рассмотреть ситуацию с автостоянками и парковками на совместном заседании и выработать оптимальное решение.

Тем временем

Наблюдатели отмечают: поскольку цивилизованное развитие автостояночной и парковочной инфраструктуры в Кургане буксует, в городе растут несанкционированные платные стоянки и парковки, развивается теневой бизнес. Кстати, об этой проблеме "РГ" писала еще в 2008 году в статье "Машинный двор". С тех пор ничего не изменилось.

Экономика Регионы Курган Урал и Западная Сибирь