24.05.2013 00:07
Культура

В Кремле открылась выставка "Искусство сохранять искусство"

Текст:  Андрей Васянин Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №110 (6086)
Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля, до 11 августа.
Читать на сайте RG.RU

Выставочный зал в колокольне Ивана Великого принимает в своих стенах подлинные сокровища - отреставрированные и еще находящиеся в работе у реставраторов произведения русских и иноземных мастеров из основного собрания Оружейной палаты.

...Лики пробиты, из крохотных отверстий в одежде святых, порой поперек иконок-дробниц, идет грубая проволока, тут и там в потускневших образках зияют черные просветы, и даже на фотографии видно, насколько ветха ткань... А вот под стеклом сам саккос (верхняя часть архиерейского облачения) митрополита Симона, возглавлявшего русскую церковь на рубеже XV-XVI веков: дробницы сияют, проволоки как не бывало, темно-вишневый атлас похож на самого себя. Вот только по-прежнему зияют черные дыры на иконах и серебряных узорах вокруг ворота...

- Да, утраты есть, и мы не стали заниматься новоделом, цель была - сохранить памятник в том виде, в котором он до нас дошел, - говорит заведующий отделом реставрации Кремля Владимир Вычужанин. - Мы по миллиметру, с изнанки, выправляли деформации, соединяли лазерной сваркой фрагменты - лазер позволяет спаивать поврежденный прямо рядом с позолотой - температура не слишком высокая, так что позолота не плавится.

Митрополичье облачение - один из главных экспонатов выставки, посвященной полувековому юбилею Отдела научной реставрации Кремля. В древних сводчатых залах - десятки памятников иконописи, церковного быта, оружейного искусства, драгоценная посуда и мебель, чертежи. Вот, например, псковской работы икона патриарха Иуды из Благовещенского собора - фигура настолько свободна, эмоциональна, что не сразу замечаешь сбоку темную полосу - а это рабочее поле для реставраторов, здесь видно, как мастера раскрывали 11 слоев записи и так нашли оригинальную живопись ХVI века - здесь и цвета, и контуры руки пророка иные.

В соседнем зале зрителю представлена уже анатомия работы над царской охотничьей пищалью 1670-х годов. К работе Филиппа Тимофеева Болдырева сотоварищи, создавшего настоящее произведение искусства - ствол в виде маленькой пасти льва, ложа яблоневого дерева инкрустирована перламутровыми вставками, - подключился современный мастер Михаил Кружалин, воссоздавший почти полностью и деревянную часть, вырезавший своими руками утраченные вставки, все тем же лазером подновлявший металлические детали замка.

Подобным экспонатам жить века и, увы, особенно в России, где редкое десятилетие обходится без войн и перемещения народов и ценностей - непросто . Пока, скажем, вот этот кафтан императора Петра II лежал в музейном лотке, расправленный, со складками, проложенными мягкими тканями - с ним мало что могло сделаться. Но ведь экспонаты Оружейной палаты пережили две эвакуации: в войну 1812 года и в Великую Отечественную. В 41-м эшелон с упакованными ящиками зимой шел в Свердловск - и воланы на дамских платьях XVIII века распадались, китовый ус переставал держать фижмы, золотые и серебряные нити покрывались патиной. Но этой кукле-манекену в платье ордена Святой Екатерины повезло - она попала в руки подопечных художника-реставратора Людмилы Барбиновой, и ее дырявая юбка была укреплена льняной тканью и новыми фижмами, блестки вычищены, шляпа расправлена, лицо засияло свежим макияжем...

 

 
Видео: Сергей Куксин/ РГ
Музеи и памятники Москва Столица