Число "нелегалов" в США оценивается в 11-12 миллионов человек (максимальная оценка - до 20 миллионов), в России - в 4-5 миллионов (максимум - 10 миллионов). Цифры сопоставимые, так как население России в два раза меньше, чем в США (143 и 313 миллионов человек соответственно). И США, и Россия - экономические лидеры в своем регионе и являются центрами притяжения населения из более бедных, близко расположенных стран. Для России это бывшие советские республики, за исключением Прибалтики, для США - государства Южной Америки и Карибского бассейна. И в США, и в Россию едут в поисках работы в основном низкоквалифицированные мигранты. Приезжие в среднем моложе, чем местные, они в основном из традиционно многодетных семей. Мигранты, как правило, почти не знают язык принимающей страны, плохо образованы и подготовлены к профессиональной деятельности.
Резкий рост нелегальной иммиграции в США относят к 1980-м годам. Обеспокоенные этим власти приняли в 1986 году закон об иммиграционной реформе и контроле, который должен был для одних осложнить получение работы в США, а для тех, кто уже находится в стране, узаконить пребывание. В результате было легализовано около 3 миллионов человек. В 1990 и 1996 годах вектор законодательства повернулся - власти стали больше внимания уделять охране границы, недопущению нелегального проникновения в страну, высылке нелегалов. "Незаконных" мигрантов лишили доступа к государственным льготам и услугам соцслужб, для них ужесточили наказания за правонарушения.
В 1981-1990 годах гражданство в Америке получили 2,2 миллиона человек. В 1991-2000 годах - 5,6 миллиона. К 2008 году число всех натурализованных граждан составило 15,5 миллиона человек. Темпы натурализации были обеспечены за счет притока латиноамериканцев.
В Россию выходцы из стран Центральной Азии массово поехали в 2000-е годы, в 1990-е годы миграционный поток складывался в основном за счет выходцев из Украины, Молдовы и за счет русских, уезжавших из бывших советских республик. Если говорить о натурализации, то ее скорость в России примерно совпадает с тем, что было в США. В 2000-е годы ежегодно российское гражданство получали в среднем 350 тысяч человек, гражданство США - 650 тысяч. Однако из-за того, что миграция из Средней Азии началась сравнительно недавно, скачкообразного увеличения числа выходцев оттуда, получивших гражданство, не произошло. По данным ФМС, с 2002 года получить российские паспорта смогли около 2 миллионов приезжих, но лишь небольшая часть из них - этнические таджики, киргизы или узбеки.
В США мигранты массово получали гражданство не сразу. Сначала они приезжали на временные заработки, потом часть из них "осела", некоторым удалось получить гражданство. Затем новые полноправные граждане начинают перевозить родственников, те - своих, и дальше процесс прогрессирует.
Сейчас в США на государственном уровне, а в России на уровне небольшой группы специалистов обсуждается и разрабатывается стратегия и тактика кампании для сокращения числа "нелегального" населения. Что можно предпринять, чтобы процесс нелегальной миграции хотя бы замедлить? Кому это выгодно? Выгодно в первую очередь нам всем, россиянам, потому что легальное проживание и работа мигрантов пополнят бюджет за счет уплаты ими налогов, снизят уровень криминальности, улучшится санитарно-эпидемиологическая обстановка: легальный мигрант может обратиться за медпомощью и получить ее. А нелегальный купит фиктивную справку о том, что абсолютно здоров.
Тогда кому невыгодна легализация и почему ею пугают россиян, как чумой? У нелегальной трудовой миграции практически нет легальных сторонников. Но существует экономический интерес работодателей, которым в существующих правовых и экономических реалиях выгоднее идти на нарушение законов для сохранения рентабельности своего бизнеса или получения дополнительной прибыли, чем использовать труд легальных мигрантов. И есть еще те, кто интересы таких работодателей охраняет. Не бескорыстно, конечно.
Но противников нелегальной миграции в России, конечно, больше. Их можно разделить на две группы. Первые ратуют за "ужесточение" миграционной политики, среди них и те, кто из этой нелегальной миграции извлекает личные выгоды. Но парадокса нет, потому что такие меры в России не сократят, а увеличат количество нелегальных мигрантов.
Вторые видят возможности ее сокращения в упрощении миграционного законодательства, отстаивают необходимость легализации тех, кто хотел бы остаться на легальных, законных условиях, вплоть до получения гражданства.
Апеллируют и те и другие и в России, и в США примерно к одним и тем же аргументам. Сторонники "жестких" мер говорят о тесной связи между мигрантами и преступностью, наркоторговлей, о том, что мигранты занимают рабочие места коренного населения, о бюджетных издержках, связанных с их пребыванием в стране (расходы на социальные нужды - здравоохранение, образование). Сторонники смягчения миграционного законодательства говорят об экономической пользе дешевого труда, о том, что проще разрешить желающим и дисциплинированным мигрантам остаться в стране на законных основаниях, чем тратить огромные деньги на их выявление, поимку и депортацию. К тому же легализация позволит сократить почву для коррупции.
Можно ли догнать Америку в деле сокращения нелегальной иммиграции? Если посмотреть на предложения по проведению иммиграционной амнистии в России, разработанные экспертами по инициативе уполномоченного по правам человека в 2005 году, можно с гордостью сказать, что мы Америку обогнали. Достаточно сравнить российский документ и предложения, которые обсуждаются в США сегодня. Комиссия сенаторов подготовила документ, в котором предлагается комплекс "жестких" мер по недопущению в страну незаконных мигрантов: усиление охраны границы, активизация борьбы с подделкой документов и ужесточение правил найма на работу. И это созвучно с тем, что предлагается в России. Но есть и другая часть предложений - план легализации нелегальных мигрантов. По нему американскими гражданами смогут стать мигранты, зарегистрировавшиеся в госорганах США, прошедшие проверку анкетных данных, заплатившие штрафы и налоги. С этим планом совпадает и план Обамы, один из принципов которого - облегчать легализацию для законопослушных иммигрантов и ужесточать меры против тех, кто совершает правонарушения.
Российский план легализации 2005 года и актуализированный в 2012 году фондом "Миграция ХХI век" не уступает американскому, содержит практически те же идеи и пункты, а по степени проработанности механизмов представляет собой практически готовый к употреблению документ. Но, чтобы запустить легализацию в России, недостает "сигнала сверху". Российский электорат постоянно запугивается "миграционной угрозой", а объяснение позитива от этой акции считается признаком враждебности к собственному народу.