Пилотный проект должен стартовать в сентябре следующего года. А еще через пару месяцев введут штрафы для тех водителей, которые не поставили у себя специальный прибор, фиксирующий километраж проезда и рассчитывающий, сколько денег следует перечислить в Дорожный фонд. Причем, сумма штрафа предполагается не маленькая - пять тысяч рублей с физического лица. Это столько же, сколько будет обязан заплатить водитель за путь в полторы тысячи километров по федеральной дороге, подсчитал замруководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов.
Проект правительственного документа, где утверждается базовый тариф оплаты, уже согласован со всеми ведомствами. Его подписание ожидается в ближайшее время, отметил Алафинов. Сумма за проезд не будет переутверждаться ежегодно, а станет индексироваться в зависимости от уровня инфляции. Сейчас точно такая же схема существует при формировании тарифа на проезд по платным федеральным дорогам, пояснил глава департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Игорь Костюченко. Он уточнил, что двойную плату с грузоперевозчиков никто на коммерческих трассах брать не будет.
То есть им надо будет заплатить только за проезд по платной трассе, как и сейчас.
Чтобы исключить человеческий фактор при сборе платы за проезд, Росавтодор намерен сделать систему полностью автоматической. Плата будет рассчитываться на основе данных ГЛОНАСС о перемещении автомобиля. Каждый автомобиль будет оборудован специальным прибором со встроенной сим-картой, а к ней будет приписан абонентский счет. С него по мере передвижения автомобиля и будут списываться средства. Если по какой-либо причине сотовая связь с автомобилем пропадет, то прибор запишет у себя маршрут грузовика и передаст его в специально созданный центр мониторинга, как только поймает мобильный сигнал. Предполагается, что потребуется около двух миллионов таких бортовых приборов. Это количество, полагает Алафинов, вполне можно произвести за год. Планируется, что владельцам грузовиков приборы будут давать под залог. Кроме того, фиксировать габариты автомобиля и считывать его регистрационные номера будут смонтированные на федеральных трассах специальные рамки с инфракрасными и лазерными камерами и датчиками. Будут по дорогам курсировать и мобильные системы контроля.
Конкурс на создание системы взимания платы Роставтодор должен объявить уже в этом году. При благоприятных условиях проект окупится в течение 8 лет. Предполагается, что он будет реализован на условиях концессии. Государству, которое в этом случае выступает в роли концедента, надо будет потратить примерно 11 миллиардов рублей. И это верхняя планка по госрасходам. Затраты концессионера на производство приборов составят около 15 миллиардов рублей, на стационарное оборудование - 6,6 миллиарда, программного обеспечения - 2,5 миллиарда, подсчитали в Росавтодоре.
Что касается региональных дорог, то пока законных оснований по введению такой системы сбора платы для большегрузов нет. Но ряд регионов проявили интерес к системе. И после того, как проект отработают в течение 1,5-2 лет на федеральных трассах, могут быть предложены поправки в законодательство, которые дадут право вводить плату и регионам, отметил Алафинов. Цену за проезд в таком случае будет определять регион, а нормативы, по которым может вводиться плата, - закон. Одним из важных показателей станет объем транзитного трафика и нагрузки на региональную сеть. Еще одним условием для регионов должно быть обязательное использование собранных денег на ремонт и эксплуатацию дорог.