Сначала о защитниках. Пока что они действуют как "бэтмены" - невидимые и никому не известные. О том, что в России существует для этого специальная госструктура, половина россиян (48%) вообще не в курсе. Треть (31%) "что-то слышали" о таком ведомстве. И лишь 17% уверены, что оно и правда в России есть.
Четверть россиян (24%) уверены, что их данные защищает ФСБ. И лишь 23% знали правильный ответ - этим занят Роскомнадзор. Среди прочих неверных ответов, набравших по 4-6% голосов, - прокуратура, полиция, Федеральная служба охраны РФ (ФСО) и др.
46 процентам россиян повезло: их личные данные никто в своих целях не использовал. Однако 27% столкнулись с тем, что им постоянно шлют на мобильные телефоны и по электронной почте рекламный назойливый спам. Каждый четвертый вынужден отвечать на телефонные звонки с предложениями различных товаров и услуг. Каждый десятый (9%) обнаруживал, что его аккаунт в социальной сети был взломан, а номер телефона или адрес распространяются без его ведома. Среди активных пользователей Интернета таких бедолаг вдвое больше - 17%. Еще 8% граждан становились жертвами мошенничества с кредитными картами, 6% - злоупотреблений с электронными деньгами или смс-оплатой счетов. Трое из ста вынуждены были доказывать банку, что по их паспорту преступники взяли кредит или оформили ипотеку. 1-2% жаловались на незаконную публикацию их данных в СМИ или в Интернете.
И, безусловно, граждане негодуют: 68% россиян сказали социологам, что персональные данные в России защищаются из рук вон плохо. Лишь каждый десятый считает, что все в порядке, а каждый пятый просто не знает ответа. Чаще других говорили, что их личная информация под угрозой, люди "активного возраста" (31-45 лет), жители городов-миллионников, руководители и те, кто живет в Северо-Западном ФО.
Но не стоит во всем винить государство. Как выяснилось, граждане порой сами раскрывают свои личные тайны кому ни попадя. Почти треть (32%) ленятся прочесть до конца бумажные документы, которые подписывают и не обращают внимания на то, как там прописан порядок использования персональных данных. Только 42% тех, кто пользуется Интернетом, действительно читают мелкий шрифт на экране, прежде чем поставить галочку в квадратике "принимаю условия соглашения" (там можно записать хоть продажу душу дьяволу - не прочтут и не узнают). Даже если на сайте требуют номер телефона, кредитки, паспорта и т.п., 16% не обратят внимание на то, как они будут использоваться. В данном случае чем больше возраст, доход и техническая грамотность человека, тем он бдительнее. Плюс, конечно, богатый отрицательный личный опыт и понимание, что в конечном счете спасение утопающих начинается как минимум с умения плавать.
Мой дом - моя крепость. Мой паспорт - ее план. Как не позволить врагу проникнуть внутрь? Несколько простых правил.
1.Сначала чтение, потом - письмо. Любые документы надо прочитывать от начала до конца (в том числе копии) и лишь потом подписывать. Особое внимание - пунктам, изложенным мелким шрифтом. Важно понять, как, кто и зачем будет использовать ваши личные данные. То же касается Интернета: пользовательское соглашение надо не только прочесть, но и оставить себе скриншот данной страницы.
2. Молчание - золото. Даже если распространители дисконтных карт и кредиток сулят вам золотые горы, акции и бонусы, не спешите оставлять им свой адрес, телефон, номер паспорта и т.п. В обмен на кусочек пластика вы получите гору спама и кучу проблем. Не давайте "контакты" (тем более чужие) сетевым торговцам косметикой. Никогда! Вы же не хотите потерять и сто рублей, и сто друзей, и массу нервов?
3. Закрывайтесь на замок. Не стоит оставлять на форумах и в соцсетях свой телефон и тем более адрес. Это касается и комментариев, которые легко находит поисковая система. В объявлениях лучше указывать резервный, а не ваш основной номер телефона и адрес почты.
4. Деньги любят тишину. Интернет-платежи лучше осуществлять со специально заведенной карточки, а не с той, на которой лежат все ваши деньги. Никому нельзя сообщать ее пин-код, пересылать его по ICQ или скайпу. Лучшее средство от тревоги и подозрений - немедленный звонок в банковскую службу безопасности и клиентской поддержки.
5. Обо всех случаях, когда ваши личные данные попали в недобросовестные руки, необходимо срочно сообщать в Роскомнадзор, в полицию, в службу поддержки интернет-сайта при взломе аккаунта, в банк и т.п.