Его и взяли в качестве прототипа ученые Юргинского технологического института Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) и Института угля СО РАН. Создаваемый ими геоход буквально ввинчивается в грунт. Это напоминает работу гребного винта, толкающего подводную лодку. Только вместо воды здесь твердая порода, а винт расположен не сзади, а в голове агрегата. Впрочем, эта простота обманчива - на самом деле геоход - сложнейшая машина, которая сулит революцию в угольной и строительной промышленности.
Дело в том, что сегодня при проходке туннелей и строительстве шахт разрушением породы, ее удалением, а также закреплением выработанного пространства занимаются три вида техники. Геоход сделает все это одновременно! Отсюда и огромный выигрыш по эффективности. Такая машина снизит затраты на проходческие работы на 40 процентов. А скорость проходки у нее в разы больше, чем у традиционной техники. Кстати, первые геоходы были сконструированы в Кузбассе еще в 90-х годах прошлого века. Испытания показали, что хотя сама идея "движения твердого тела в твердой среде" работает, но механизмы были недостаточно эффективными и надежными.
- За прошедшее время появились новые материалы и новые технические идеи, - рассказывает завкафедрой горно-шахтного оборудования ЮТИ ТПУ Антон Казанцев. - Это позволило снизить массу геохода и повысить его эффективность. Опытный образец машины появится в 2015 году, он будет иметь четыре метра в длину и около трех метров в диаметре. Геоход предназначен для работы в слабых породах, пробивать им скалы мы не планируем. Он в первую очередь будет прокладывать тоннели и шахты.
А вообще "подземные лодки" с давно интересовали военных. В начале ХХ века германские инженеры предлагали построить гигантскую машину, чтобы прорыть подземный ход и заложить фугасы под знаменитую линию Мажино. Подобные проекты рассматривали и в СССР. Существует версия, что проектом подземной лодки "Боевой крот" заинтересовался Хрущев, которому понравилась идея "достать импералистов из-под земли". Первое испытание было успешным: подземная лодка прошла сквозь гору со скоростью пешехода. Во время второго испытания машина по неизвестным причинам взорвалась и вместе с экипажем осталась в толще горных пород. После чего проект был закрыт.