29.05.2013 01:00
Экономика

Александр Новак: Рост цен на бензин будет меньше первоначальных прогнозов

Рост цен на энергию для населения не будет безудержным
Текст:  Елена Мишина
Российская газета - Федеральный выпуск: №113 (6089)
В ближайшие три года электроэнергия в России не должна дорожать более чем на 15 процентов в год. Но эти уже утвержденные темпы увеличения тарифов могут снизить. К сентябрю власти планируют их пересмотреть, сообщил "Российской газете" министр энергетики Александр Новак.
Читать на сайте RG.RU

На "Деловом завтраке" в "РГ" глава минэнерго дал прогноз и по росту цен на бензин - в министерстве ожидают, что он в этом году будет несколько меньше, чем в прошлом. Говорили также о проходящем сейчас во Владивостоке Азиатско-Тихоокеанском энергетическом форуме. И о реформе электроэнергетики, которая должна улучшить качество снабжения и облегчить подключение к сетям не только компаниям, но и дачникам.

Александр Валентинович, президент поручил решить проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Это когда промпредприятия платят сверх цены, а граждане - ниже. Сразу возникает вопрос: не приведет ли это к повышению тарифов на электроэнергию и тепло для населения?

Александр Новак: Я попытаюсь пояснить простыми словами, что имеется в виду под ликвидацией перекрестного субсидирования. Вы правы: промышленность платит за других потребителей, в том числе и за население. Тарифы растут и делают продукцию наших предприятий неконкурентоспособной по сравнению с продукцией промышленности в других странах.

Это стимулирует наших крупных промышленных потребителей уходить из единой централизованной системы энергообеспечения и строить собственную генерацию и собственные сети. Это уже происходит из-за высоких тарифов. Им дешевле самостоятельно производить электроэнергию и передавать ее по своим сетям. Но если такие крупные потребители уходят из общей энергосистемы, то все издержки по ее содержанию значительно увеличиваются. И опять же перекладываются на оставшихся потребителей: малые и средние предприятия, население. Это чревато еще более острыми проблемами.

Поэтому "перекрестку" ликвидировать надо. Но не в один момент - мы должны, по крайней мере, опуститься ниже точки, когда предприятиям уже не выгодно закупать энергию в единой энергосистеме, и постепенно прийти к разумным тарифам для промышленности.

Какие для этого могут быть механизмы?

Александр Новак: Для создания и развития энергосистемы требуется нормативно-правовая выручка, которая распределяется между несколькими группами. Это крупные потребители, малый и средний бизнес, население и непосредственно сами электросетевые компании. "Перекрестку" можно разделить только между этими четырьмя категориями либо финансировать перекрестное субсидирование из бюджета. Последний вариант в настоящее время мы не рассматриваем, понимая ситуацию с бюджетом.

Увеличить инфографику

Поэтому первая и основная задача повысить эффективность в электросетевом комплексе и снизить издержки. Это позволит частично уменьшить перекрестное субсидирование за счет снижения расходов на содержание сетей. Вторая задача постепенно выровнять нагрузку на промышленность и население. Фактически это означает, что в какой-то долгосрочной перспективе тарифы должны расти для потребителей быстрее, чем для промышленности. Насколько, вопрос обсуждаемый. На сегодняшний день таких решений не принято.

Это требует соответствующего расчета: может быть, на один процент, может, на два - три или в пределах инфляции. А может быть, тарифы для промышленности не будут расти вообще. Поэтому с точки зрения социальной нагрузки очень важно, чтобы социально незащищенные категории населения не пострадали от ликвидации "перекрестки". Поэтому речь идет, во-первых, о долгосрочности, во-вторых, о мерах социальной защиты малообеспеченных.

А в короткой перспективе, в 2013 или в 2014 году, насколько могут возрасти тарифы на тепло и энергию для населения?

Александр Новак: У нас есть утвержденный прогноз социально-экономического развития на 2013 - 1015 годы. Сейчас рост тарифов на электроэнергию для населения предусмотрен в размере от 12 до 15 процентов. Насколько вы знаете, на сегодняшний день прогноз подлежит уточнению. К сентябрю эти темпы роста могут быть пересмотрены с учетом тех поручений, которые были даны правительством Российской Федерации, президентом.

Евро, ремонт, дороги...

Правительство поддержало компромиссный вариант минэнерго о повышении акцизов на топливо класса Евро-4 и Евро-5. Насколько может подорожать бензин и дизельное топливо на заправках?

Александр Новак: Действительно, правительство поддержало компромиссное предложение минэнерго. Но я бы несколько сместил акцент. Вы знаете, что министерство финансов предлагало совершенно другие темпы роста акцизов. На Евро-5 еще примерно на две тысячи рублей с тонны по сравнению с теми, которые были утверждены. А на Евро-4 еще на 1300 рублей.

Мы, конечно же, считаем, что менять правила неверно. Акцизы были утверждены давно, на долгосрочную перспективу, для того чтобы создать стимул для перехода к производству более экологичных видов моторных топлив. По-хорошему правильнее было бы вообще ничего сейчас не менять в рамках акцизов. С такой идеологией мы и выходили на согласительное совещание. Тем не менее мы понимаем, почему минфин вышел с такими предложениями по изменению акцизной политики. Это связано с позитивными результатами политики по дифференциации акцизов и снижением объемов дорожного фонда.

И насколько хороши эти результаты?

Александр Новак: Приведу пример - акцизы на тонну топлива класса Евро-3 на 5 тысяч рублей выше, чем на Евро-5. Соответственно, выгоднее производить Евро-5, потому что фактически ценообразующим на рынке является Евро-3.

Поэтому предприятия, видя такую долгосрочную перспективу, более быстрыми темпами реконструировали свои нефтеперерабатывающие заводы, ввели соответствующие новые установки, где-то применили дополнительные присадки, которые позволили перейти с четвертого на пятый класс или с третьего на четвертый. То есть технологически это дополнительные затраты, но они позволяют в пределах разницы в акцизах окупать свои проекты. Были вложены инвестиции, которые позволили более быстрыми темпами перейти к выпуску высокоэкологичных классов.

Я назову вам еще шесть цифр, как изменились планы компаний по выпуску моторного топлива в связи с введением новых акцизов. Планировалось, что всего мы в 2013 году выпустим около 35 миллионов тонн. По Евро-5 ожидалось 5,6 миллиона тонн, а по факту будет где-то 16,5. По Евро-4 планировали 20 миллионов тонн, будет около 10 миллионов тонн. Евро-3 планировали где-то 10 миллионов тонн, будет выпущено около 8 миллионов тонн. То есть общий объем не изменился, но внутри произошло смещение на Евро-5 именно потому, что создали специальные мотивирующие условия. Это хорошо, потому что население будет дышать совершенно другим воздухом, в экологическом топливе гораздо меньше выбросов различных вредных веществ. Для этого и делали дифференциацию акцизов!

Но для дорог денег это не прибавило?

Александр Новак: Да, как я уже говорил, в результате дорожный фонд недополучает акцизов. Тем не менее общий бюджет не сильно страдает, потому что при изготовлении Евро-5 выпускаются другие фракции, в частности дизель, который идет на экспорт. В итоге получается, что при реализации на экспорт большего объема, чем раньше было запланировано, мы получаем экспортные пошлины. Но они не идут в дорожный фонд! Соответственно, общий объем поступлений в бюджет сохраняется, просто внутри идет перераспределение на экспортные пошлины с акцизов.

На этом совещании мы предложили вариант, который, на наш взгляд, и устроил бы отрасль, и частично наполнил дорожные фонды. Мы предложили ставки повышения акцизов, которые бы незначительно уменьшили эту разницу в размере 5 тысяч рублей между третьим и пятым классом: на Евро-4 добавить 500 рублей с тонны, а на Евро-5 - 700 рублей. Наш вариант был одобрен председателем правительства. И мы считаем, что это компромисс.

Пусть это и компромиссный, но все равно рост. Топливо же все равно подорожает?

Александр Новак: На наш взгляд, это не должно повлиять на цены, поскольку, как я уже сказал, ценообразующим является топливо класса Евро-3. На него акцизы не меняются. Кстати, мы ожидаем несколько меньший рост цен в этом году, чем я прогнозировал в феврале - марте, когда мы проводили совещание по подготовке к весенне-полевым работам.

Если помните, я говорил о росте 13 - 14 процентов. Он складывался из двух составляющих: это 7 процентов инфляции и примерно 6 - 7 процентов акцизы, повышение которых было ранее запланировано с 1 июля при формировании бюджета. Так вот, с 1 июля скорее всего влияние акцизов мы почувствуем, но инфляционный рост цен сейчас несколько ниже. Поэтому, возможно, мы получим рост чуть-чуть меньше, возможно 12 - 13 процентов, потому что за первые четыре месяца цены на бензин растут чуть ниже, чем инфляция. Но конец года может быть совсем другим, поэтому я здесь не могу прогнозировать.

Баррель по синусоиде

Хотелось бы еще узнать о ценах на нефть. Нынешнее падение вы считаете долгосрочным трендом или каким-то событийным фактором?

Александр Новак: Я бы не сказал, что сейчас произошло какое-то падение.

Если смотреть с февраля, то произошло.

Александр Новак: Но если смотреть за последние дни, то цена на нефть повысилась. Она была чуть ниже ста долларов, теперь уже 104 доллара. Мне кажется, что идет нормальное, синусоидное колебание нефти. Она не может стоить все время одинаково. На это влияет очень много различных факторов. Поэтому, я считаю, колебания вокруг ста долларов, плюс-минус 10 процентов - это вполне нормально.

Здесь важно другое: при каких ценах на нефть мы формируем свой бюджет с тем, чтобы страховаться от рисков более волатильного колебания цен. На мой взгляд, цены должны быть в районе 100 долларов, может быть, чуть ниже, 90 долларов. И, соответственно, бюджеты нужно формировать исходя из этой цены. А все, что выше, это уже дополнительные доходы.

Фильтруй сети!

Вопрос нашего читателя. Инвалид 2-й группы Галина Копцева из города Рыльска жалуется, что у нее сильно мигает свет, перегорают бытовые приборы, линия электропередач, которая ведет к дому, еле держится на гнилых деревянных столбах. Городские сети находятся в собственности местной администрации и обслуживаются местным участком филиала ОАО "МРСК Центра". Она пишет, что неоднократно обращалась всюду, но дело так и не сдвинулось. Когда компания "Российские сети" заработает в полную силу, будут ли проще решаться эти локальные проблемы?

Александр Новак: Создание такой холдинговой структуры управления всеми сетями (магистральные сети ФСК и распределительные сети Холдинга МРСК) дает синергетический эффект. Он должен повысить эффективность управления, снижения издержек и, соответственно, повышения качества оказания этих услуг.

В плане стоят конкретные мероприятия: проведение единой технической политики, сокращение издержек по содержанию аппаратов, по повышению эффективности использования техники и персонала. Зачастую бывало: есть линия 220 киловольт, которая является собственностью Федеральной сетевой компании, а рядом стоит линия на 110 кВ. Они обслуживаются разными бригадами, в двух предприятиях содержится одна и та же численность, хотя технологические аспекты одинаковые.

Но, наверное, одной технической реорганизации мало?

Александр Новак: Мы считаем, что помимо самой реорганизации нужно создать нормативно-правовую базу, которая бы позволила мотивировать сетевые компании повышать эффективность и улучшать качество.

У нас в 8 раз выросло количество территориально-сетевых организаций за последние четыре года: с 500 до 4 тысяч. Для потребителя без разницы, это МРСК или территориально-сетевая организация. Их должно быть гораздо меньше. Поэтому мы сейчас создаем нормативно-правовую базу, чтобы некачественные, непрофессиональные организации не работали на этом рынке. Мы говорим не про лицензирование, а про установление требований к этим сетевым организациям. Они уже подготовлены по поручению президента. Они включают наличие техники, профессиональных кадров, финансовое состояние компании.

Кроме того, мы разрабатываем еще нормативно-правовой акт, который касается ведения системы бенчмаркинга. Он предусматривает сравнение затрат между разными сетевыми организациями на содержание одной единицы сетей, например, на содержание одного километра напряжения сети. Разница большая: одни содержат километр за 100 рублей, а другие за 300 - 400 рублей. И этот наиболее эффективный подход должен учитываться для всех при тарифном регулировании. Наша задача сделать официальным требованием проведение такого бечмаркинга при формировании тарифов для сетей. Это даст возможность сокращать издержки на содержание сетей (это в конечном итоге лишние деньги, которые платит население), обновлять основные фонды, перенаправляя эти деньги на новое строительство, на модернизацию сетей, на снижение износа.

АТЭФ-2013: курс на сжижение

Завтра во Владивостоке закрывается Азиатско-Тихоокеанский энергетический форум, который в понедельник начал свою работу. Представители 37 стран мира обсуждают проблему энергетической безопасности в Азии и Тихоокеанском регионе. В последний день форума здесь ожидается выступление российского министра энергетики Александра Новака.

Александр Валентинович, остров Русский, на котором проходит АТЭФ-2013, - отличная площадка для заключения знаковых контрактов и презентаций новых проектов. Будут ли там подписаны какие-то соглашения?

Александр Новак: Азиатско-Тихоокеанский энергетический форум - больше политическое мероприятие. На нем - выступления министров, резолюции, заявления, мы рассчитываем принять итоговую декларацию и план действий. Это первый подобный форум, решение о его проведении принято в 2011 году, тогда же Россия была выбрана его хозяйкой.

Основная цель форума - обсуждение общих стратегических задач, связанных с энергетической безопасностью, с изменениями в энергетическом балансе, с продвижением роли низкоуглеродистых энергетических видов сырья, в частности, природного газа, проведение общей координированной политики.

Если говорить о соглашениях по конкретным проектам, то они подписываются на других мероприятиях. Хотя в рамках АТЭФ - день, посвященный деловому сообществу. Общий форум идет 4 дня, из них 2 дня министерских и 2 - для деловых советов, когда бизнес общается между собой. Более детальное обсуждение проектов происходит в рамках межправительственных комиссий. Я сам являюсь руководителем восьми межправкомиссий, провел уже много встреч и скажу, что это хороший формат для продвижения проектов. Встречаются два руководителя межправкомиссий, плюс весь бизнес, заинтересованный в контактах, и обсуждают каждый проект - договариваются гораздо быстрее.

Активность России в Азии означает, что правительство, и, в частности, министерство энергетики, стало уделять больше внимания Азии, чем Европе?

Александр Новак: Европа остается нашим основным торгово-экономическим партнером, у нас с ней давние стратегические отношения, реализуются крупные инвестиционные проекты. Но роль Азии в мировой экономике постоянно растет, темпы роста в ближайшей перспективе там будут гораздо выше, чем в среднем по миру, не говоря уже о Европе.

Увеличить инфографику

Вместе с ростом экономики в Азии постоянно увеличивается спрос на энергоресурсы, в то время как в Европе он постепенно снижается. Поэтому Минэнерго России стало уделять рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона больше внимания. Кроме того, у минэнерго есть международные задачи, связанные с диверсификацией поставок энергоресурсов и поддержкой деятельности российских компаний за рубежом. Решение этих задач тоже связано с "восточным вектором": бизнес хорошо чувствует, где создаются условия для быстрого роста, и охотно идет в Азию. А минэнерго создает международно-правовую базу, которая помогает российским компаниям быть конкурентоспособными на азиатских рынках. Наконец, у правительства есть особые задачи по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Эти задачи трудно решить без привлечения масштабных инвестиций, организации совместных предприятий. Для этого нам тоже нужно взаимодействовать с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Особый интерес инвесторы из стран АТР проявляют к проекту по производству сжиженного природного газа на Ямале. Будут ли какие-либо результаты по переговорам с возможными азиатскими инвесторами?

Александр Новак: Сейчас идет проработка вопроса привлечения финансирования и возможных дополнительных инвесторов в этот проект. Сейчас основными инвесторами являются "НОВАТЭК" и "Тоталь". Но число инвесторов может увеличиться. Для этого проводились переговоры с китайцами, с корейцами, с японцами, прорабатывались вопросы покупки соответствующей продукции. Было и мое участие в рамках наших поездок и энергодиалога со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Переговоры идут достаточно успешно, и по той информации, которой я владею, в ближайшее время мы можем получить результат.

Тема Ямала сейчас вообще актуальна. Один из векторов нашей энергетической стратегии, это необходимость диверсификации поставок газа - не только трубопроводным способом, но и сжиженного природного газа. На сегодняшний день это делает только один завод на Сахалине совместно с японскими компаниями. Он достаточно успешно работает, считается одним из лучших проектов. Его мощность чуть менее 10 миллионов тонн в год. Мы считаем, что можно выйти в ближайшей перспективе до 2018 года на 35-40 миллионов тонн и реализовывать это на экспорт, тем самым, находя для себя новые рынки, помимо тех традиционных, куда мы поставляем трубопроводный газ. Тем самым, мы диверсифицируем свои возможности.

Вопрос ребром

Когда прекратится произвол энергетиков при технологическом присоединении к своим электросетям? Этот вопрос прислал Сергей Курзенков, контролер из Медыни. В сентябре 2012 года он подал заявку на присоединение. За это время шесть отказов в "Калугаэнерго", два обращения в ФАС, по одному в МЧС и Ростехнадзор...

Александр Новак: С вашим конкретным обращением мы обязательно разберемся. Проблема с присоединением есть, появилась она не вчера. Для нас ее решение одна из приоритетных задач. Для этого у нас разработана соответствующая дорожная карта.

В ее рамках уже реализовали примерно половину мероприятий, которые позволяют снизить количество этапов, проходимых человеком либо предприятием, которое хочет подключиться. На сегодняшний день у нас 10 этапов. Задача стоит выйти

на 5 этапов. В среднем на это сейчас тратится 280 дней, наша задача к 2015 году выйти на 45 дней. Уже принят ряд нормативно-правовых актов, исключающих определенные этапы, дающие возможность в уведомительном порядке осуществлять подключение, создаются центры приема и получения заявок. До настоящего времени такой синхронизации не было.

Мы сейчас создаем единую информационную базу вместе с Москвой, которая позволит проводить эту работу в "едином окне". Была также введена норма о том, что стоимость подключения для потребителей до 15 кВт должна быть не более 550 рублей. Это тоже дает возможность, не тратя больших финансовых ресурсов, подавать заявки и подключаться. Тема улучшения ситуации с подключением для нас приоритетна. Она очень сильно влияет на инвестиционный климат в стране.

Справка "РГ"

Сейчас российские власти рассматривают четыре проекта по производству сжиженного газа.

Александр Новак на "Деловом завтраке" в "РГ" сообщил, что "Ямал-СПГ" - наиболее проработанный проект, наиболее ближний и перспективный. По нему было выпущено еще в 2009 году распоряжение правительства с мерами оказания государственной поддержки. "В рамках этих мер, - пояснил министр, - были выделены льготы по налогам для реализации проекта, предусмотрены деньги за счет бюджета по дноуглублению для прохождения танкеров по морскому участку рядом с портом. Уже к концу 2016 года должна быть запущена первая очередь мощностью 5 миллионов тонн ежегодно (там три очереди по пять миллионов с лишним). Общая мощность завода составит 16 миллионов тонн. До возможных инвесторов эта информация доведена, они заинтересованы".

Глава Министерства энергетики Александр Новак на "Деловом завтраке" в "РГ"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Энергетика Бензин Минэнерго