Новый оперный "Пиноккио" появился в Камерном театре в те же дни, когда Музыкальный театр им Н. И. Сац прощался со своим стильным и меланхоличным спектаклем "Приключения Пиноккио" Джонатана Доува, перенесенным в Москву из Opera North (Великобритания). Причем "гуд бай!" британскому "Пиноккио" прозвучало при аншлаге, свидетельствовавшим о детской преданности и готовности юной публики преодолевать любые сложности - даже длинной модерновой партитуры, чтобы увидеть трогательный финал сказки, где нелепый и любимый деревянный герой становится настоящим мальчиком.
На смену "Пиноккио"-"британцу" пришел "Пиноккио" Вальтинони в театре Покровского - итальянец по музыкальной "крови", задиристый, озорной, бурлящий нескончаемой радостью. В исполнении Марины Симаковой этот Пиноккио - обаятельное азартное существо на грани "куклы" и непоседливого ребенка, приходящий в восторг от всего, что происходит вокруг, даже от того, что оказался в желудке акулы. Этот Пиноккио дрыгает ногами, выскакивает из-под одеяла, когда папа Джеппетто (Евгений Болучевский) заботливо укладывает его спать, гордится, расплываясь глупой улыбкой, огромной 5-копеечной монетой, плавает с азартом в крашеных тряпичных волнах. Он трепещет и негодует, упрямится и веселится и при всех обстоятельствах остается искренним и простодушным, как щенок.
Естественно, что такому Пиноккио нетрудно завлечь детскую публику, но и большая часть артистов на сцене - тоже дети (от 5 до 16 лет). И играют эти дети Арлекина и Пульчинеллу, Трактирщика и Доктора Ворона, Тунца или Улитку с выводком малышей во фланелевых комбинезонах, они поют жандармов и кроликов, изображают рыб и выходят с музыкальными инструментами, удивляя качеством соло.
Перевоплощаются они мгновенно, так же, как мгновенно трансформируется и пустое белое пространство спектакля в море, в балаган, в трактир, в огромный город, в комнатку Джеппетто или акулий желудок. Краски - как в детских кубиках, костюмы - как в ярких мультиках, драйв - как в компьютерной игре, где нельзя потерять темп. Этот темп задает оркестр, с азартом "вытаскивая" из партитуры танцы и марши, куплеты с припевами, музыку, изображающую восторг, испуг, отчаянье, бесшабашность, бесшумность рыб и птичьи трели. Музыкальное движение не останавливается ни на секунду, создавая "вихрь" бесконечных рефренов, контрастов. И эта динамика компенсирует плосковатость музыкального материала, захватывает энергией потока, сливается с калейдоскопом красок, персонажей на сцене. Праздничный мир детства - это мир "с широко открытыми глазами". Глазами Пиноккио.