В классическом варианте КОТ - это застройка новых участков на окраинах или территорий бывших промзон. В Екатеринбурге, в частности, это проекты поселков "Медный-2", "Истокский", "Новокольцовский" и ряда других. Однако есть примеры и квартальных КОТ. Например, микрорайон многоэтажек Юг Центра, который возводится разными компаниями по единой концепции.
У обоих форматов есть как плюсы, так и минусы, считает директор консалтинговой компании Александр Засухин. Так, при квартальной застройке возникают проблемы с интеграцией в уже существующую инфраструктуру соцкультбыта, а также с реализацией коммерческих площадей на первых этажах зданий. На продажу выставляются, как правило, помещения свободной планировки, без отдельных подъездных путей - открыть в них, к примеру, супермаркет не всегда возможно.
Среди существенных недостатков крупных КОТ - долгий срок реализации (свыше 10 лет) и высокие риски, связанные с отсутствием схем ГЧП. Так, застройщик микрорайона в Верхней Пышме столкнулся с проблемой нехватки энергомощностей: выделяя землю, городские власти обещали взять на себя создание сетей, однако в итоге пришлось раскошелиться бизнесу.
Проект планировки Истокского, по словам представителя застройщика Ксении Епишенковой, утвержден еще в 2009 году, но почему-то детский сад и школа, которые должны появиться здесь, не учтены в инвестпрограмме Екатеринбурга. Вопрос, будут ли компенсированы компании расходы на возведение этих объектов, повис в воздухе.
Застройщики сетуют: в других регионах условия для КОТ более привлекательные. Так, в Тюменской области и землю получить, и к сетям присоединиться дешевле. А в Санкт-Петербурге и Москве власти выкупают построенные частниками соцобъекты. Правда, почему-то никто не уточнил, что у этих городов статус субъекта РФ - с соответствующим уровнем бюджетной обеспеченности, а это сразу снимает ряд вопросов. Кстати, в Москве детсады в новых районах изначально планируются как коммерческие.
Интересно, взялись бы уральские застройщики комплексно осваивать территории вообще без участия государства? По всей видимости, нет: несколько проектов малоэтажных КОТ уже в стадии "вялой реализации".
Максим Пучков, проректор по науке УрГАХА:
- Российские застройщики все еще воспринимают КОТ как новый жилой район, дополненный объектами торговли, питания и услуг, социальными учреждениями, тогда как в мире все больше примеров КОТ, "заточенных" на якорного резидента. Например, экспериментальный экогород Масдар в ОАЭ, строящийся "под запросы" института науки и технологии. Его жителям нет необходимости куда-то ехать, они живут, работают и отдыхают в одном месте. Автомобили там запрещены, население передвигается под землей на электрокарах, управляемых компьютером. А поверхность отдана пешеходам, паркам, общественным пространствам.