Конечно, московские дворы уже совсем не те, что на знаменитой картине Поленова "Московский дворик". Поленов, кстати, срисовал его из окна своей съемной квартиры по тогдашнему Дурновскому переулку, в районе нынешнего Трубниковского вблизи Арбата. Хотя храм на Песках, выглядывающий на картине из-за ветхого сарая, к счастью, сохранился. Но кур и лошадей нет в радиусе десятков километров, а во времена Поленова они жили в московских двориках. Но главное, что было при Поленове, во дворах осталось: удивительное умиротворение.
Сквозит!
Они живые, эти старые дворы. Если ты в них пришел с миром, откроют тебе кучу чудес: неожиданную гипсовую фигурку под крышей, смешного кота в окне за занавеской, бабушек с уложенными седыми волосами, ну точно из позапрошлого века, а главное - тишину, которая в большом почете в шумном мегаполисе. Есть еще открытые дворы в старой Москве. От поленовского Трубниковского можно пройти тихими дворами, в одном из них есть даже своя аллея до дома Цветаевой в Борисоглебском. Здесь можно постоять во внутреннем дворе, разглядывая окна, из которых бросала на Москву последний взгляд Цветаева, уезжая в эмиграцию.
Но такая открытость уже редкость в районе Арбата. Сивцев Вражек, дома между Пречистенкой и Старым Арбатом обрастают чугунными частоколами. На одной из загородок (железные прутья на расстоянии 20 см друг от друга) висит смешное объявление: "Закрывайте за собой калитку - сквозит!" Шутка, что ли? Как может сквозить сквозь решетку? Нежные какие они, эти арбатские.
Чай не музей
На Смоленке - дивная старинная анфилада арок между домами. Эхо, кажется, даже от дыхания. Похоже, только эта старинная анфилада не позволила закрыть дворы. Зато в глубине - новая жилая громадина, нависающая над окрестными довоенными скромнягами. Чугунные заборы, шлагбаумы с охраной. "Куда? - секьюрити преграждает дорогу широкой грудью. "Двор посмотреть", - объясняю я. "А нечего тут смотреть, не музей!" - заявляет он. Это точно, не музей, а памятник пресловутой точечной застройке.
Ограда в районе Плющихи. Интеллигентный пожилой джентльмен, Семен Иванович, житель дома, признается: "Раньше у нас был бедлам - вечером страшно пройти, подростки с ногами на лавках, алкаши пьют, теперь чисто, спокойно. Конечно, скорые, пожарные - это проблема, долго приходится искать, кто откроет ворота".
"А мы никак не можем добиться, чтобы нам разрешили поставить заборы", - рассказали жители знаменитого Дома на Набережной. "Жаль, если закроетесь, - говорю я. - В вашем дворе так сильно чувствуется история". "Если бы люди за историей сюда ходили! А то ведь машины ставят, чтобы гулять по центру", - парируют жильцы легендарного комплекса.
Понять их можно. Но пока, к счастью, проходя по мрачным дворам Дома на Набережной, представляешь, как в 30-х к роскошным парадным подъезжали черные воронки, как сидела на этой лавочке с семечками мать Хрущева, как юркала мышкой в подъезд дочь Сталина Светлана, как у фонтана играл подшофе на гармошке шахтер Стаханов (оказавшийся за трудовой подвиг в чуждом рабочей душе элитном столичном доме), а пьяненький грозный глава НКВД Ежов плясал в носках и галифе. Нельзя зайти во двор знаменитого дома на Большой Ордынке, где подолгу в доме Ардовых (отчим Алексея Баталова) жила Анна Ахматова. Она дружила с мамой Баталова Ниной Ольшевской, супругой писателя Ардова. "У Ардовых на Ордынке" бывали Мандельштам, Булгаков, Зощенко, Бродский, Пастернак, Раневская, Тарковский, Солженицын, Шостакович, Чуковский. По этим дорожкам, к этому подъезду приходили.
Калиток вокруг прежде гостеприимного дома много, все на замках. Вспоминается Анна Андреевна: "Плотно заперты ворота, вечер черен, вечер тих". Памятник Ахматовой во дворе можно сфотографировать только через решетку.
"Царь дверей"
Молодежная организация жителей Арбата "ArbatOpen" провела недавно акцию "Царь дверей", посвященную придомовым загородкам. Развесили на воротах надписи, словно на клетках в зоопарке: "Человек зазаборный", "Житель напуганный", "Жилец замкнутый", подвид: москвич, ареал обитания: Арбат".
- То, что сложно стало гулять по арбатским улочкам, отмечают не только туристы, но и сами жители загороженных территорий, - рассказал лидер "ArbatOpen" Егор Еремеев. - На детскую дворовую площадку жильцы соседних домов попасть не могут. Возникают, так сказать, междуусобные конфликты. Из-за заборов Москва становится похожа на зоопарк, поэтому в зоостилистике мы и провели свою акцию. И люди отнеслись к ней положительно! Даже те, кто живет за оградами.
- На Сивцевом Вражке есть замечательный старый сквер, но там всегда сидят дяди с бутылками и никогда - арбатские старики.
- Но ведь и в центре должны быть места, где молодежь может посидеть с друзьями бесплатно. За безопасность жителей должны отвечать не заборы, а правоохранительные органы, чтобы во дворах не было пьяных посиделок. А люди должны ухаживать за своими дворами, сажать цветы, наводить уют. Старожилы Арбата вспоминают в разговорах с нами, как хорошо было раньше: жильцы собирались во дворах, накрывали столы, пели, танцевали. Теперь заборы есть, а ничего этого нет.
Когда разрешена установка ограждения?
Виктория Волохова (замначальника юруправления Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы): Чисто по человечески можно понять жильцов, желающих "защитить" свои дворы от парковок чужих машин, превращения дворов в объездные пути пробок, дать возможность спокойно гулять детям и пожилым людям. Но все эти действия должны осуществляться цивилизованно, в соответствии с действующим законодательством.
Сегодня в правовом поле отсутствуют положения об установке ограждений на неоформленной в собственность граждан территории. ЖК РФ предусматривает, что земельный участок под многоквартирным домом принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений дома. Разделенный оборот участка и строения, неразрывно связанных объектов, приводит к большому количеству споров. А надлежащим образом оформленное право на землю позволяет жильцам дома эффективно защищать свои права на придомовую территорию: не допускать использования этой территории посторонними для парковок, торговли и т.п. До тех пор, пока на придомовой земельный участок права не оформлены, доступ на данную территорию не может быть ограничен никем (жители, организации и т.д) и ничем (шлагбаум, забор и т.п.). Если не хотите конфликтов - оформите землю в собственность и используйте ее в ваших интересах, в соответствии с требованиями закона.
Кто принимает решение о сносе незаконных заборов?
Виктория Волохова: В соответствии с постановлением Правительства Москвы это относится к компетенции постоянно действующих окружных комиссий по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектуры управы районов обеспечивают снос ограждений.
- Если забор установлен по правилам, как к дому могут подъехать пожарные?
Виктория Волохова: Требования к проезду пожарных машин установлены в п. 4 ст. 98 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которым к зданиям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин. При ширине здания не более 18 м - с одной стороны, и с двух сторон, если ширина сооружения больше 18 м. При нарушении данных требований необходимо обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру, пожарную службу.