31.05.2013 00:51
Власть

Евкуров: Ингушетия не избавилась от стереотипа нестабильного региона

Предоставление господдержки ингушским инвесторам разрушает стереотип республики как нестабильного региона
Текст:  Алена Ларина
РГ - Допвыпуск: Республика Ингушетия №116 (6092)
Вложенные в создание региональной промышленности государственные инвестиции подтолкнули бизнесменов к реализации на территории Ингушетии десятков проектов.
Читать на сайте RG.RU

Так, израсходованные на строительство трех промышленных площадок более полутора миллиарда бюджетных рублей позволили привлечь в республику в четыре раза больше средств частных инвесторов, на которые строятся производственные объекты. Об инвестиционной стратегии региона рассказал его глава Юнус-Бек Евкуров.

Юнус-Бек Баматгиреевич, сложно ли решать вопросы по предоставлению госгарантий республиканским предприятиям в федеральных структурах? Ведь речь идет о миллиардах рублей.

Юнус-Бек Евкуров: На начальном этапе, конечно, есть недоверие. Ингушетии в этом плане сложнее, чем другим регионам. Отношение к республике в таких вопросах более скрупулезное. Мы еще не избавились от стереотипа нестабильного региона. Внимание пристальное, много проверок. Поэтому есть трудности в предоставлении госгарантий. Нужно подготовить много документов. Тем не менее первые шаги в этом направлении сделаны. Два проекта при содействии государства уже реализуются. По одному из них - фирмы "Артис" - документы оформлялись около двух лет. Это строительство стекольного завода, трех горно-обогатительных комбинатов, расширение производства минеральной воды и других напитков. В прошлом году предприятию выделен почти миллиард рублей по линии Инвестфонда РФ. Сейчас они кредитуются в Сбербанке с помощью программы госгарантий. Другой инвестор - "Ин-Ария" - взял кредит на создание в республике промышленного кластера. Кроме того, компания "Сатурн", недавно запустившая мощный мукомольный комбинат, там же собирается строить сопутствующие предприятия и сейчас оформляет кредит под госгарантии.

Кто вас поддерживает при решении таких непростых вопросов в федеральных структурах?

Юнус-Бек Евкуров: Помогают команда полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и сам Александр Хлопонин. По нашей просьбе проводятся совещания на тему предоставления господдержки производителям с участием специалистов полпредства. Документы, связанные с реализацией проектов, многократно проверяются и перепроверяются. Но наши инвесторы уже могут показать, что сделали. Тот же элеватор - это ведь европейский уровень! На завершающей стадии готовности мощный стекольный завод. Когда в Ингушетию приезжают представители банков по вопросу кредитования наших производителей, их везут на предприятия, чтобы они сами все увидели. При подтверждении, что все без обмана, и бизнесмены уже сами, без помощи государства, сделали громадный объем работ, сомнения банкиров, если и были, развеиваются.

Сегодня государственная политика - помогать тем предпринимателям, которые вложили в проекты немалые собственные средства. В этой связи вспоминается совещание в Кисловодске на тему развития бизнеса и предоставления инвесторам на Северном Кавказе госгарантий, проходившее под председательством главы государства. На нем выступила предпринимательница из Карачаево-Черкесии, которая рассказала о своем производстве, сколько средств она вложила в развитие бизнеса, и планах по его расширению. Владимир Путин поддержал проект и сказал, что именно таким производственникам государство должно помогать в первую очередь, потому что они кровно заинтересованы в успехе задуманного и возврате кредитных средств, взятых под госгарантии. В свои проекты ингушские бизнесмены тоже вложили миллиарды рублей собственных средств, при таких затратах никто не собирается сворачивать производство или в чем-то лукавить. Тем более в качестве залога инвесторы предлагают свою недвижимость.

В республике строится много социального жилья. Почему упор сделан на это? Не целесообразней направить средства на открытие тех же производств, которые дадут новые рабочие места?

Юнус-Бек Евкуров: Мы переселяем жителей оползневой зоны, жильцов аварийных домов, беженцев из Чечни и Северной Осетии. Это тысячи людей, которые не могут сами приобрести себе крышу над головой и уже десятилетиями живут в бараках или на съемных квартирах, что создает серьезное социальное напряжение в республике, в том числе повышает уровень преступности. Как правило, именно в трущобах аферисты и бандиты, прежде всего, и ищут себе подручных. Для Ингушетии задача номер один - ликвидировать места компактного проживания беженцев. Страшная ситуация в оползневой зоне в Малгобекском районе, где люди живут "на чемоданах", в постоянном страхе за жизнь и здоровье, хозяева домов не вкладывают средства в их благоустройство, потому что по закону на этой территории нельзя строить, а если построишь, нет гарантии, что в будущем здание не пострадает от стихии. Решим жилищную проблему этих семей, станет легче и остальному населению республики. Двадцать лет региональная власть обращала внимание только на самые проблемные категории жителей. Пора поставить точку на наболевшем и начать вкладывать средства в развитие региона.

На какой стадии решение проблемы переселения жителей оползневой зоны?

Юнус-Бек Евкуров: Более трех миллиардов рублей направлено на строительство многоэтажных домов на 870 квартир и инфраструктуры для них. Думаю, летом оно завершится. Останется построить жилье еще для более 600 семей. Просим средства на это из федерального бюджета. Но подрядчики уже строят дома - за свой счет, потом возместим их расходы. Рассчитываем - к лету будущего года оставшиеся "оползневики" справят новоселье, и в Ингушетии забудут о таком явлении, как оползневая зона.

Удается минимизировать коррупцию при распределении бесплатного жилья?

Юнус-Бек Евкуров: Списки участников жилищных программ тщательно проверяются, и при проверках аферистов выявлено немало. В этой сфере существует несколько видов махинаций. Человек сдает документы, что проживает в оползневой зоне, а по адресу, где должен находиться его дом, - пустырь. Его документы поддельные. Он идет с ними в суд, и там принимают решение о внесении семьи в заветный список. Судья работает с бумагами и не может лично все проверить. Поэтому просим судей республики при рассмотрении таких дел по возможности выезжать по адресу истца и проверять, действительно ли дом существует. Учитывая масштабы афер, приходится идти на такую меру. Бывает так: семья получила жилье от государства, а ее старый адрес опять включен в список льготников. Поэтому дома тех, кто переселился, сейчас сразу сносятся. Еще один вариант аферы: хозпостройка возле реально существующего дома оформляется как еще один дом. Есть и такие "мудрецы", которые приносят документы на двухэтажные особняки, чтобы получить жилплощадь побольше, когда живут в одноэтажном строении, или же приписывают "мертвые души". Проверив списки, мы сэкономили 540 миллионов рублей, вычеркнув из них аферистов. Было приписано более 800 нерожденных детей и более 160 несуществующих квартир и домовладений. Некоторые малгобекские чиновники, участвующие в аферах, потеряли работу, потому что обман совершался при их непосредственном участии. Принято решение забрать из районной и городской администрации все дела "оползневиков" в региональное правительство, и сейчас они еще раз проверяются.

Реально проверить документы всех претендентов, это ведь почти полторы тысячи семей?

Юнус-Бек Евкуров: Другого выхода нет. Если не проверить список, как это было в предыдущие годы, он снова вырастет.

В Ингушетии возрождают практику поддержки русскоязычных семей. Зачем это нужно, многие из тех, кто уехал из республики в неспокойные годы, наверно, уже смогли устроиться на новом месте?

Юнус-Бек Евкуров: Мононациональность к хорошему не приводит. Ингуши несколько веков назад добровольно приняли решение о вхождении в состав России, наши предки завещали нам это. Мы живем в составе Российской Федерации. Жители республики выезжают в другие регионы страны. Когда рядом существует много культур, есть многоязычье, представители разных национальностей общаются между собой, жить легче и веселей, идет развитие. Когда русских в Ингушетии было больше, у нас был более высокий уровень образования и медицины, хороших специалистов во всех отраслях было больше. Сегодня главная задача - сохранить в Ингушетии славянские семьи, обеспечить их жильем. Будем рады и окажем поддержку тем, кто хочет вернуться или работать в республике. Специалистов у нас не хватает.

В последнее время в Ингушетии стало заметно больше представителей славянских народов, в том числе в региональном правительстве, муниципальных образованиях...

Юнус-Бек Евкуров: Да, например, в Магасе руководитель городской избирательной комиссии - русский. Кстати, параллельно парень поет в культурном центре столицы республики. Несет музыкальную культуру населению (улыбается).

До недавних пор из Ингушетии в другие регионы ходил видавший виды железнодорожный состав, летали старенькие самолеты. Сейчас у вас новый поезд, воздушный лайнер. Будут еще новшества в сфере пассажирских перевозок?

Юнус-Бек Евкуров: Обновляем автобусный парк для перевозок внутри республики, потому что старые автобусы изношены практически на 100%. Закупили 50 новых. В будущем году собираемся обновить муниципальный пассажирский транспорт если не полностью, то процентов на восемьдесят. Ведутся переговоры о введении нескольких авиарейсов из Ингушетии в Турцию в летний период. В конце года запустим новый республиканский автовокзал, который строится на бюджетные и частные инвестиции. Есть планы построить железнодорожный вокзал в станице Орджоникидзевская, где будет формироваться состав, действующая станция в Назрани станет промежуточной. Всего на территории республики получится четыре железнодорожных станции. Сейчас - одна.

При запуске нового поезда "Москва - Назрань" между регионом и РЖД была договоренность, что убытки железнодорожной компании на маршруте будут погашаться из республиканского бюджета. О какой сумме идет речь?

Юнус-Бек Евкуров: Мы пошли на этот шаг, потому что старый состав был давно морально и физически устаревшим и ходил раз в четыре дня, поэтому нашим пассажирам нередко приходилось уезжать из соседних республик. Сейчас рекламируем наш фирменный поезд (о нем еще мало знают пассажиры в Воронеже, Ростове, других городах, где останавливается состав). Это один из лучших составов РЖД, а цена на билет в нем минимальная. На дотации маршрута потребуется минимум вдвое меньше, чем заложили на эти цели в региональном бюджете. А чтобы увеличить наполняемость поезда, планируем два купейных вагона заменить на плацкартные.

Скоро в Ингушетии будут избирать главу республики. На ваш взгляд, удастся провести выборы без эксцессов?

Юнус-Бек Евкуров: Явной провокационной угрозы нет, при этом нельзя сказать, что в республике в этом плане все вообще тихо и спокойно. В Интернете появляются радикальные выпады, призывающие население к агрессии. Но мы в состоянии обеспечить порядок. Что касается механизма выборов, миссия избрать руководителя региона лежит на депутатах Народного Собрания Ингушетии. Этому решению предшествовали итоги съезда ингушского народа. Кстати, в старину у ингушей именно народные представители - от тейпов, аулов решали самые важные для всех вопросы. Они собирались на Столовой горе. Создавался Совет старейшин, решения которого в народе не оспаривались. Сегодня им можно назвать парламент республики.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, президент РФ:

- Ингушетия - очень важный субъект Российской Федерации, находится в сложном регионе. Здесь концентрируются все проблемы юга страны. Но и перспективы хорошие, я считаю... Очень надеюсь, что те положительные тенденции, которые есть, несмотря на то, что проблем гораздо больше, будут развиваться, и в конечном итоге жители почувствуют, что их жизнь меняется к лучшему.

24 инвестпроекта будут реализованы в Ингушетии с 2013 по 2015 годы на общую сумму 22,4 миллиарда рублей

тем временем

В Ингушетии перестали пополнятся ряды бандподполья. Участники НВФ приходят с повинной в органы правопорядка. Действует специальная комиссия по адаптации бывших боевиков к мирной жизни, в том числе это помощь в трудоустройстве. Зачастую в судьбах молодых людей принимает участие непосредственно глава субъекта Юнус-Бек Евкуров, к которому напрямую обращаются родственники желающих сдаться. В прошлом году из незаконных вооруженных формирований вывели 38 парней

кстати

Около четырех тысяч рабочих мест будет создано в рамках реализации четырех частных инвестиционных проектов в республике, по которым оказывается господдержка. Это проекты по расширению действующих производств и созданию новых фирм "Артис" "Сатурн", "Ин-Ария", птицекомплекса "Южный"

прогноз

Сегодня уровень регистрируемой безработицы в Ингушетии составляет 16 процентов. К 2017 году, когда завершится реализация федеральной целевой программы социально-экономического развития республики, он снизится незначительно - всего до 15,2 процента, что связано с большим ежегодным приростом трудовых ресурсов в регионе и высоким уровнем общей безработицы

Досье

Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров родился 30 июля 1963 года в селе Тарское Пригородного района Северо-Осетинской АССР.

По окончании школы отслужил в Вооруженных силах СССР. После армии, решив стать офицером, поступил в Рязанское воздушно-десантное командное училище.

Уже будучи на службе в воздушно-десантных войсках страны продолжил профессиональное образование, окончив в 1997 году Военную академию имени Фрунзе, а потом Военную академию Генерального штаба.

Юнус-Бек Евкуров был боевым офицером. В 1999 году под его командованием была осуществлена успешная операция российских войск в югославском городе Косово, за которую указом президента РФ молодому командиру было присвоено звание Героя России.

Тридцативосьмилетний майор спецназа ГРУ с двумя десятками подчиненных взял под контроль стратегический объект - аэродром в Приштине, опередив силы военного блока НАТО.

В 2004 году Юнус-Бек Евкуров был назначен главой разведки Приволжско-Уральского военного округа, четыре года служил в должности заместителя начальника окружного штаба.

Осенью 2008 года судьба блестящего военного круто изменилась: глава государства представил кандидатуру Юнус-Бека Евкурова на должность руководителя Республики Ингушетия. Депутаты регионального законодательного органа региона - Народного Собрания поддержали этот выбор практически единогласно.

Юнус-Бек Евкуров - многодетный отец, вместе с женой растит четверых детей-дошкольников.

Регионы Ингушетия Юг России