31.05.2013 00:40
Экономика

В Ингушетии в два раза выросло число малых и средних предприятий

РГ - Допвыпуск: Республика Ингушетия №116 (6092)
Читать на сайте RG.RU

Малый бизнес

 

С 2009 года число малых и средних предприятий в Ингушетии выросло с шести с половиной тысяч до 13 171. Но в последнее время эта тенденция, увы, идет на убыль. Из-за повышения налогового бремени на малый бизнес, предприниматели в Ингушетии, как и в целом по стране, закрывают свои фирмы и переходят на нелегальное положение.

С 2009 года в республике действует региональная программа развития субъектов малого предпринимательства, в рамках которой оказана финансовая поддержка более двум тысячам предприятий на общую сумму 583,5 млн руб. Деньги пошли на субсидирование процентной ставки "малышам" по банковским кредитам, создание регионального гарантийного фонда, предоставляющего залог для кредитования малого и среднего бизнеса (в Ингушетии сегодня он составляет 196 млн руб.), микрозаймы предпринимателям. С 2009 по 2012 год их получили около шестисот фирм. В прошлом году финансирование программы составило из республиканского бюджета 108 млн руб., из федерального - 229 млн.

Больное место - выдача грантов, потому что число желающих их получить в несколько раз превышает финансовые возможности субъекта. В прошлом году документы на конкурс подали более тысячи человек, а получили гранты только 336 на общую сумму 75 млн руб. Удача улыбнулась в основном крестьянско-фермерским хозяйствам и мастерам декоративно-прикладного искусства. Часть грантовских средств пошла на поддержку частных детских садов, потому что дошкольные учреждения в Ингушетии в большом дефиците.

Несмотря на существенную помощь малым предприятиям республики, из-за тяжелого налогового бремени они начали массово закрываться. В конце прошлого года в Ингушетии их стало меньше на 648. Как рассказали в региональном министерстве экономики, данные о регистрации и закрытии малых предприятий в субъекте в последние месяцы также неутешительны. Закрываемых фирм намного больше, чем новых.

Дороги

Республика получила средства из федерального бюджета на реконструкцию участка магистрали М-29 "Кавказ", проходящей по ее территории. Общая длина федеральной трассы в республике составляет около 42 км. В кардинальном обновлении нуждается вся дорога, но пока есть финансовая возможность реконструировать лишь ее третью часть. На приведение магистрали в порядок выделен 1,280 млрд руб., из которых более 800 млн должны освоить в этом году, остальные - в следующем.

По расчетам, дорожники сдадут трассу в эксплуатацию через год. Они должны асфальтировать 14 км магистрали - от поворота на аэропорт "Магас" до границы с Чечней. Дорога станет четырехполосной, сейчас она вдвое уже, и на ингушской части трассы пока практически отсутствует придорожный сервис. Обновлением только самой магистрали дело не ограничится, по обочинам дороги посадят деревья.

По словам начальника отдела республиканского представительства управления Северо-Кавказских автомобильных дорог, которое занимается обслуживанием федеральной трассы в Ингушетии, Хамзата Харсиева, в этом году будет выполнена большая часть запланированных работ.

Финансирование дорожной отрасли республики значительно выросло - в прошлом году, по сравнению с предыдущим, почти в четыре раза - что позволило начать строительство новых дорог и реконструировать действующие. Средства появились благодаря созданию регионального дорожного фонда и участию республики в федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России", по которой Ингушетия получила финансовую поддержку из бюджета РФ. Перечисления в фонд, а также деньги по ФЦП и из республиканской казны составили более 0,5 млрд руб. Из федерального бюджета поступило 112 млн руб., из республиканского - примерно 487 млн, из которых более 464 млн руб. - из дорожного фонда. Благодаря увеличению финансирования объем дорожных работ в республике вырос в несколько раз.

Транспорт

Ингушский аэропорт "Магас" может стать международным. Причин для этого несколько. В регионе появился первый горнолыжный курорт, но без международного воздушного сообщения перспективы развития туристической отрасли будут ограничены. Сам аэропорт в прошлом году был капитально реконструирован. 150 млн руб. потрачено только на обеспечение безопасности аэропортового комплекса - на строительство по его периметру 10-километрового ограждения и оснащение новейшей системой наблюдения с использованием тепловизоров. "Перестройка" значительно улучшила условия обслуживания пассажиров. Если раньше республика могла принимать только самолеты типа Ту-134, то сейчас это комфортные "Боинги".

Резко выросло и количество авиапассажиров. Появилась потребность в открытии международных рейсов из республики в страны, где есть большие ингушские и чеченские диаспоры. Сегодня бывшие соотечественники вынуждены добираться на малую родину с пересадками, в основном через Москву, что затратно по деньгам и долго по времени. Если бы аэропорт "Магас" стал международным, люди больше бы летали в Ингушетию. Ведь родственные связи на Кавказе крепки, несмотря ни на какие границы и расстояния.

Вопрос о придании международного статуса ингушскому аэропорту поднимается с момента основания республики. В 1994 году Ингушетия подготовила необходимые документы, которые были согласованы в федеральных структурах, но с началом военной кампании в Чечне эти планы остались на бумаге. В начале 2000-х годов власти региона снова пытались решить проблему, и опять безрезультатно. Сегодня тема смены статуса аэропорта еще более актуальна, чем в предыдущие годы. Чтобы Ингушетия могла принимать российских и иностранных туристов, необходимо обеспечить комфортное воздушное сообщение. Кроме того, РИ все больше интересуются зарубежные и отечественные бизнесмены, присматривающие здесь выгодные варианты капиталовложений.

Нефтекомплекс

Созданное пару лет назад новое предприятие "РН "Ингнефть" в прошлом году уплатило около 160 млн руб. налогов - показатель того, что после долгих лет застоя в нефтяной отрасли республики наметились положительные сдвиги.

В этом году в субъекте ожидается рост нефтедобычи. По прогнозной оценке, ингушские нефтяники добудут около 79 тыс. тонн "черного золота", что на треть больше, чем в 2011 году. В 2014 году этот показатель должен составить 112 тыс. тонн, а два года спустя дорасти до 192 тыс. тонн. Объем отгруженной продукции с 700 млн руб. (прогноз на нынешний год) должен увеличиться до 797 млн к 2017 году. Такие перспективы намечены в комплексном плане мероприятий по восстановлению нефтегазового комплекса Республики Ингушетия, разработанном специалистами Роснефти совместно с ингушскими коллегами. Особое внимание уделено подготовке кадров для нефтяной отрасли, причем прямо со школьной скамьи. В гимназиях в Карабулаке и Малгобеке открылись так называемые "нефтяные классы", где школьников учат по специальной программе.

Это начальный этап подготовки молодых кадров для нефтяной отрасли прежде всего самой республики, ведь в Ингушетии уже много десятилетий ведется добыча элитной зеленой нефти. В специализированных классах проходят обучение около ста школьников из разных городов и районов республики. Поступить в них было непросто. К примеру, в Карабулакской гимназии конкурс составлял два-три человека на место. Десятиклассники писали тесты по математике, химии и физике. Именно эти предметы они будут углубленно изучать до окончания школы. С гимназистами занимаются преподаватели Грозненского нефтяного института.

Этим летом состоится первый выпуск спецкласса Карабулакской гимназии. По словам директора учебного учреждения Бориса Льянова, из 25 одиннадцатиклассников шестеро реально претендуют на золотые медали.

Экономика Ингушетия Юг России