31.05.2013 00:10
Спорт

На Олимпиаде в Сочи спортсмены будут максимально независимы от погоды

Спортсмены будут максимально независимы от погоды
Текст:  Илья Соболев
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (6092)
Помните, какую панику вызвали на Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году капризы погоды? В городе был зафиксирован самый теплый февраль за последние 74 года. Организаторы оказались к такому повороту не готовы. Некоторые старты пришлось отложить. Чтобы спасти трассы, недостающий снег пришлось доставлять на вертолетах и грузовиках - дело трудное и затратное.
Читать на сайте RG.RU

Климат Сочи с точки зрения проведения зимней Олимпиады, мягко говоря, не проще Ванкувера. От субтропического Сочи до объектов горного кластера, где пройдут лыжные соревнования, всего полчаса езды. Однако уже сейчас можно смело утверждать: чего-чего, а снега на олимпийских трассах будет достаточно, причем при любой погоде. В Сочи выбрали принципиально иной путь: не завозить снег, а "выращивать" его и хранить. В результате, на склонах курорта "Роза Хутор" сегодня функционирует одна из крупнейших систем искусственного оснежнения. Поднимаясь по канатной дороге курорта, повсюду можно увидеть так называемые снежные пушки, своим видом напоминающие реактивные двигатели. Всего их 425: с помощью пушек производится искусственный снег, который потом складируется в огромных хранилищах.

"В первый год мы накрывали снег опилками. Сохранность к концу сезона была 30 процентов и ниже. Во второй сезон мы использовали материал толщиной в один сантиметр с одной светоотражающей поверхностью. В итоге, нам удалось достичь 40 процентов сохранности. С новым материалом планируем сохранить 50 процентов снега и больше", - рассказывает руководитель горнолыжного центра "Роза Хутор" от оргкомитета "Сочи-2014" Сергей Эстрин.

Новый материал - это "ткань" толщиной два сантиметра, имеющая две отражающие поверхности. Внешняя выполняет функцию светоотражения, внутренняя - термоса, позволяя сохранять холод. Рулоны этого материала сшиваются в специальном цехе и на склонах скрепляются специальными замками-липучками. В хранилищах, разбросанных на высоте от 1200 до 2000 метров, заготовлено около 450 тысяч кубометров снега - ничего подобного нет нигде в мире. "Сугробы", которым предстоит пережить лето и осень, находятся под круглосуточным наблюдением: контролируется температура и влажность снега и покрова, под которым он хранится.

Снег - это не только удовольствие, но и определенный риск. О том, почему посетителям "Розы Хутор" не стоит бояться лавин, руководитель одноименного горнолыжного центра от оргкомитета "Сочи-2014" Сергей Эстрин рассказал корреспонденту "РГ".

В горах опасность лавин существует всегда. Какие меры предпринимаются в связи с этим?

Сергей Эстрин: У нас есть специальный проект противолавинной безопасности. По сути, это несколько видов защиты. Во-первых, - система активного воздействия на лавины Gazex. В местах наибольшего скопления снега и наибольшей вероятности его схода можно увидеть специальные трубы, которых всего 34. Масса снега постоянно мониторится: мы не позволяем ей достичь критической отметки. В определенный момент по трубам подается газ, происходит объемный взрыв и лавина спускается, фактически, по команде человека. Обычно это происходит ночью. К утру снег оказывается на трассе, а тракторы его уплотняют, и мы убиваем двух зайцев. Отводим угрозу лавины и обеспечиваем трассы снегом. Управление пушками происходит дистанционно, с помощью компьютерной программы. За последние четыре месяца тестовых соревнований было "спущено" порядка 300 лавин.

Но ведь газовые пушки можно установить не везде...

Сергей Эстрин: Для этого существуют так называемые пассивные средства защиты. На не очень крутых участках, откуда сбросить снег практически невозможно, но угроза схода все равно существует, мы ставим специальные заборы, которые попросту препятствуют движению снега.

Заборами, видимо, тоже ограничиться можно не всегда...

Сергей Эстрин: Разумеется. Есть места, где мы не можем ни предупредить схождение лавины, ни инициировать его. В этих случаях лавина обычно идет по одним и тем же маршрутам, однако, возможен выход снега на трассы, то есть туда, где катаются люди. Наша задача отвести, сдвинуть эти маршруты туда, где нет людей. Для этого мы построили противолавинные дамбы. Основных у нас две. Еще есть спасательные службы, индивидуальные способы борьбы. Регулярно измеряются толщина снега, его плотность. Постоянно совершаются обходы, где-то снег сбрасывается вручную. В принципе, это обычные способы защиты.

Хотите сказать, что у вас есть свой метод?

Сергей Эстрин: Полагаю, вполне можно говорить о нашем ноу-хау. На вершине горы во время выпадения снега гуляют ветра и происходит образование, так сказать, снежных карнизов. Появляются козырьки из снега. Эти карнизы могут обрушаться, инициируя схождение снега, который расположен ниже. Поэтому зимой у нас работают два специальных экскаватора, которые эти карнизы разрушают.

Олимпийские игры