Ярослав Павлович родился 15 января 1942 года. В 1959 году поступил в ВТУ им. М.С.Щепкина. Курс, на котором он учился, давно уже стал легендой отечественного театра - Виталий Соломин, Виктор Павлов, Олег Даль, Михаил Кононов, Всеволод Соболев… Одной из ярчайших звезд этой плеяды являлся Ярослав Барышев.
Первые же роли Ярослава Павловича в Малом театре - его дебютом стал Шекспир ("Человек из Стратфорда" С.Алешина), затем последовали шиллеровские Карл Моор ("Разбойники") и чуть позже Джанеттино Дориа ("Заговор Фиеско в Генуе"), - чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могли сравниться очень и очень немногие, - он прирождённый романтический герой. В осуществлённой Юрием Соломиным постановке "Коварство и любовь" Шиллера Ярослав Барышев воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. А в 2005 году Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле - Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер шёл на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любил.
За 50 лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в "Горе от ума" А.С.Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в "Царе Федоре Иоанновиче" А.К.Толстого, Муратов в "Зыковых" М.Горького, Пётр из "Господ Головлёвых" М.Е.Салтыкова-Щедрина, Стародум в "Недоросле" Д.И.Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского "Ревизора", Вуланд из "Хищников" А.Ф.Писемского, Понтий Пилат в "Царе Иудейском" К.Р., Боев в "Дикарке" А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Беркутов в "Волках и овцах" А.Н.Островского, Дорн в "Чайке" А.П.Чехова, Крутицкий в "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, Кнуров в "Бесприданнице" А.Н.Островского), Эдгар в "Короле Лире" У.Шекспира, сэр Амиас Паулет из "Марии Стюарт" Ф.Шиллера).
Ярослав Барышев был наделен мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполнял каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене было просто невозможно. Барышев мог проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются "штучным товаром". И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге назвала его последним русским трагиком.
У Ярослава Барышева не было проходных работ, но главным событием в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому - "Князе Серебряном" и "Царе Иоанне Грозном". Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергал пушкинское утверждение, что "гений и злодейство - две вещи несовместные". Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляло добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигало своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим… Создавалось впечатление, что Барышева особенно подкупала искренность его героя, который искренне грешил и так же искренне каялся.
Актер мощного, уникального дарования, Ярослав Павлович был тонким человеком, остро переживавшим несправедливость, находившим вдохновение в живописи и поэзии.
Между тем
Прощание с актером пройдет в основном здании Малого театра на Театральной площади в среду, несмотря на ремонт. Оно начнется в 11-12 часов.