05.06.2013 00:55
Власть

Страны Баренцева региона могут перейти к безвизовому характеру поездок

Страны Евроарктического региона обсудили дальнейшее сотрудничество
Текст:  Олег Прасолов Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №119 (6095)
Премьер-министр Дмитрий Медведев не считает проблемой партнерство в Арктике со странами, не относящимися к региону. Чего нельзя сказать о любом потенциальном приближении границ НАТО к России на севере Европы.
Читать на сайте RG.RU
Встреча глав правительств стран-членов СБЕР

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), объединяющий Россию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Исландию, Данию, собрался в норвежском Киркенесе, чтобы подвести итоги двух десятилетий сотрудничества, прошедших с момента образования организации. Результаты получились разные. Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, открывая вчера встречу, говорил о том, что 20 лет назад через российско-норвежскую границу в год совершалось всего лишь около 8 тысяч переходов. Сейчас это более 250 тысяч. В 1993 году в Баренцевом море фиксировалось снижение запасов трески, теперь ситуация поменялась.

Новые горизонты сотрудничества страны Баренцева региона заложили в новую Киркенесскую декларацию. Этой осенью председательство в совете перейдет к Финляндии, и ее премьер-министр Юрки Катайнен сразу обозначил некоторые приоритеты, в частности развитие транспорта и вопросы экологической безопасности.

Россия здесь способна внести значительный вклад в общее дело. "Мы продолжаем заниматься тем, что назвали генеральной уборкой Арктики", - напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев. Уже очищены Земля Александры, остров Белый, идут работы в поселке Амдерма. "Следующий этап - это остров Врангеля, - подчеркнул глава российского правительства. - Так что эта работа в нашей стране обязательно будет продолжена. Мы считаем ее очень важной".

Когда речь зашла о транспорте, российская сторона напомнила о существовании Северного морского пути (СМП) и его возможностей. Несколько лет назад по нему перевозилось всего 300 тысяч тонн грузов в год. Сейчас грузопоток вырос до 4 миллионов тонн, но и это не предел. "Цифра в районе 10 миллионов тонн является абсолютно нормальной, но может быть и больше", - считает Медведев. Надо лишь создать на СМП всю необходимую инфраструктуру.

Другие транспортные проекты - например, связывание железнодорожных систем России, Финляндии и Норвегии - упираются в финансирование. "Проблема одна - деньги", - коротко и ясно объяснил премьер-министр Финляндии.

В ходе заседания совета было выдвинуто несколько идей относительно того, как можно финансировать проекты в регионе. "Исландские коллеги предложили создать специальный инвестиционный банк. Мы предлагаем подумать о серии государственно-частных партнерств, - рассказал председатель правительства России. - При необходимости можно создать фонд. Можно использовать и существующие европейские финансовые институты".

- Идея максимально широкая. Главное, чтобы под нее были деньги, а это задача для правительств и для бизнеса, - отметил Медведев.

В последние годы в мире не менее широким становится интерес других государств к арктическому региону. Даже тех, кто не имеет к нему никакого географического отношения. Правда, глава российского правительства считает, что говорить о какой-то экспансии в Арктику тех же стран Азиатско-Тихоокеанского региона пока преждевременно - это, как выразился Медведев, страшилки, - а иногда их участие может быть и полезным. "Конечно, все присутствующие здесь руководители делегаций, премьер-министры стран Баренцева/Евроарктического региона исходят из того, что именно нашим государствам в силу международных соглашений принадлежит право определять основные параметры сотрудничества в этом регионе, включая использование шельфа, принадлежащего нашим государствам, и другие вопросы", - выразил он общее мнение. В то же время все страны сейчас живут в открытом мире.

- В ряде случаев подключение других государств, в том числе из Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве наблюдателя, нам, России, во всяком случае, не представляется опасным, - заявил Дмитрий Медведев. - Наоборот, вполне полезным.

Куда большее геополитическое беспокойство у Москвы может вызывать потенциальное присоединение Швеции и Финляндии к Североатлантическому альянсу. Это, подчеркнул российский премьер, неизбежно приведет к изменению паритета сил и заставит Россию реагировать: "Продвижение НАТО к российским границам мы не рассматриваем как позитивный факт для нашей страны".

- Мы не можем не учитывать, что для нас блок НАТО - это постороннее формирование, это структура, которая имеет определенный военный потенциал, который в своей значительной части может быть использован против нашего государства при неблагоприятном развитии событий, - отметил Медведев, отвечая на вопрос финской журналистки.

Разногласия на почве отношений с НАТО не мешают России искать пути сближения со странами, состоящими в Альянсе. Одним из приоритетов внешней политики Москвы на европейском направлении остаются безвизовые контакты. Не исключение и соседи по Баренцеву морю. "Считаю, что в интересах Баренцева региона переход к безвизовому характеру поездок", - заявил российский премьер-министр.

Коллега из Норвегии его поддержал. "Мы должны ставить задачу безвизового режима между всеми странами региона", - сказал Столтенберг. Тезис о необходимости взаимного открытия границ СБЕР внес в Киркенесскую декларацию.

Обсуждение сотрудничества в регионе плавно перетекло из многостороннего в двусторонний формат российско-норвежских переговоров. По их итогам стороны подписали соглашение о взаимодействии и обмене информацией в сфере функционирования и развития пунктов пропуска через госграницу и межправительственный меморандум о подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства России и Норвегии.

Завершив официальную часть, Медведев и Столтенберг возложили венки к памятнику Советскому воину-освободителю, а потом вместе отправились на пограничный пункт пропуска Борисоглебск - Стурскуг, где состоялась символическая церемония перехода премьер-министрами российско-норвежской границы.

Фоторепортаж
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внешняя политика