05.06.2013 00:50
Власть

Правительство утвердило стандарты служебных кабинетов для госслужащих

Правительство утвердило стандарты служебных кабинетов для госслужащих
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №119 (6095)
Стол, кресло, компьютер, телефонный аппарат, шкаф для бумаг. На такой аскетичный интерьер из пяти предметов может рассчитывать чиновник для своего кабинета. Его задают стандарты административных зданий для размещения федеральных государственных гражданских служащих на территориях, включенных с 1 июля 2012 года в состав города Москвы.
Читать на сайте RG.RU

Они не касаются уже существующих кабинетов - никто их переделывать не собирается. Но, как выяснила "РГ", эти нормы будут распространяться и на другие "новостройки для власти". Стандарты утверждены постановлением правительства и вступают в силу с 7 июня 2013 года. Сегодня "РГ" публикует этот документ.

Площадь новых кабинетов будут рассчитывать дифференцированно, исходя из статуса работников. К примеру, гражданским служащим высшей группы категории "руководители", положено 25 квадратных метров плюс добавка от умножения на коэффициенты. Для руководителя федерального государственного органа - этот коэффициент установлен по максимуму - 2.

"Цель - добиться более эффективного размещения и рационального использования служебных помещений госорганов, для которых будет развернуто строительство в Новой Москве, - рассказал "РГ" директор департамента развития государственной службы Минтруда России Дмитрий Баснак. Впрочем, решение о переезде пока не принято, равно, как неизвестен перечень федеральных ведомств, которые отправятся в Новую Москву. При этом в документе отмечается, что эти планы будут "реализованы в пределах ежегодных бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете". Как бы то ни было, но на случай переезда федеральных государственных ведомств на территорию Новой Москвы нормативы уже готовы.

Судя по ним, приемные к кабинетам полагаются не всем, а только "высшей и главной группам должностей гражданской службы". И размер их тоже увязан с коэффициентами. Размер представительских помещений (залов заседаний, коллегий, совещаний) рассчитан из норматива 0,9 квадратного метра на каждого гражданского служащего. Комнаты переговоров будут проектироваться также - в зависимости от количества их предполагаемых участников. До 20 человек - 40 квадратных метров, до 40 человек - 80, до 60 человек - 120. Общественным приемным и государственным конторам, где предоставляются услуги гражданам, тоже присвоен свой норматив - 9 квадратных метров на одного чиновника, оказывающего услуги, и почти метр ( 0,9 кв. м) - на посетителя.

В итоге по новым стандартам федеральным министрам полагается 68 квадратных метров, их помощникам - 25 кв. м, площадь приемных будет 7-17 квадратных метров. Норма кабинетных площадей для младшего гражданского чиновного люда, из категории "обеспечивающие специалисты" составит 7,5 квадратного метра. Что касается норм по внутреннему обустройству кабинетов: освещению, проветриванию, кондиционированию, - то они остались прежними и определяются по действующим нормам охраны труда.

Как пояснил Дмитрий Баснак, до сих пор для размещения федеральных чиновников любого уровня - от министра до бухгалтера - в зданиях федеральной собственности действует расчетный норматив в 9 квадратных метров на одного человека. Он сопоставляется с общим числом работающих и с размером здания. Однако использовать этот приблизительный норматив, не учитывающий количества руководящих сотрудников, специфики их обязанностей, межведомственного взаимодействия, обслуживания граждан, при расчете оптимального метража новых министерских учреждений неправомерно. Это не позволяет на самом раннем этапе обосновывать бюджетные расходы при проектировании, строительстве или реконструкции зданий.

Кстати, на вопрос, почему столь аскетичным - всего из пяти предметов - авторы стандартов видят убранство кабинетов госслужащих, в минтруде ответили, что исходили из среднестатистической практики. Но это не значит, что обстановка рабочих кабинетов будет ограничена. "В документе указываются минимальные требования к материально-техническому оснащению служебных мест. Но оговаривается, что возможны варианты с учетом должностных обязанностей госслужащих и в пределах бюджетных ассигнований", - говорит директор департамента минтруда.

Разумеется, прием большого количества посетителей - одно, работа бухгалтерии - другое. К тому же и качество столов и шкафов бывает разное. И цена. Впрочем, этот момент в документе не регламентирован. "На этот счет есть законодательство о госзакупках", - пояснили в минтруде.

Комментарий

Как уточнил "РГ" пресс-секретарь Управляющего делами президента Виктор Хреков, новые нормы не касаются переустройства и перераспределения кабинетных площадей в уже существующих министерских и ведомственных зданиях, в том числе на Старой площади в Москве.

Речь, по его словам, идет исключительно о проектировании и строительстве будущих офисных учреждений для государственных органов власти в Новой Москве. Впрочем, по словам Хрекова, на новые нормы планируется сориентировать технические задания при подготовке предложений о строительстве Парламентского Центра в Москве, Верховного и Высшего арбитражных судов в Санкт-Петербурге. Но когда и где конкретно будут возведены эти строения пока тоже неизвестно, хотя их площади будут рассчитываться из новых стандартов, добавил Хреков. При реконструкции зданий их тоже учтут.

Госуправление