04.06.2013 00:20
Культура

Первый приз "Кинотавра" в Сочи получил Александр Митта

Первый приз "Кинотавра" в Сочи получил Александр Митта
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №118 (6094)
Открывали "Кинотавр" в Сочи короткометражным мюзиклом. Со спецэффектом полета в самолете для зрителей. И на хронически злободневную тему "по ком плачет камера", смонтированную из внутренних монологов основных профессиональных групп лиц, летящих в самолете на "Кинотавр".
Читать на сайте RG.RU

Алексей Кортнев, выступивший в роли продюсера, итожил, чем заняты мысли актрисы N, мечтающей стать женой продюсера; самого продюсера, не заметившего, как влюбился в начинающую артистку; режиссера, снимающего артхаус, режиссера - короля мейн-стрима, неблагодарного простого зрителя... Когда все основные арии были спеты и заготовленные шутки озвучены, по протоколу председатель попечительского совета "Кинотавра" Федор Бондарчук объявил о трех конкурсных фестивальных программах: основной, короткого метра и новшество этого года - зрительской.

Далее он зачитал приветствие Дмитрия Медведева "Кинотавру", а президент "Кинотавра" Александр Роднянский сообщил, что по введенной классификации кинофестивалей среди национальных "Кинотавр" занял первое место. А затем на сцену поднялся председатель жюри основного конкурса Александр Митта, чтобы принять первый почетный приз "Кинотавра" за выдающийся вклад и пообещать традиционно судить "честно, справедливо и так, чтобы от этого было всем радостно".

Картину Станислава Говорухина Weekend (киностудия "Вертикаль", продюсеры Станислав Говорухин и Екатерина Маскина) можно было не судить строго, достаточно лишь наслаждаться просмотром - она шла вне конкурса как фильм открытия. Хотя если бы она вступила в конкурентную борьбу, еще один спецприз "Кинотавра" - за операторское искусство - можно было бы также сразу вручить на открытии Юрию Клименко, снявшему завораживающе стильное черно-белое кино. Просто обволакивающее и пленяющее своей чистотой и выразительностью кадра. В его ясной и четкой изобразительной стилистике даже мелкие сюжетные нестыковки казались абсолютно оправданным продуманным украшением: красиво выйдя из кафе на московских Чистых прудах, через пару часов езды на угнанной машине попасть сразу на море. Роскошно (например, для известного префекта) в компьютерную эру новости узнавать из бумажных газет, а не из Интернета, как будто можно себе позволить взять и забыть о его существовании. Своеобразно для какого-нибудь иностранца в век электронных платежей старомодно возить с собой кучу денег наличными, за что и поплатиться жизнью... Разгадывание и оправдание по ходу фильма таких запутывающих во времени и пространстве деталей вовлекает в психологический лабиринт, в который попадешь вместе с главным героем как в детективную западню. Успешно выруливающую потом к жанру комедии - благодаря яркому актерскому дуэту Максима Матвеева и Виктора Сухорукова.

Первый играет финансового директора крупной компании, который убивает аудитора, с массой нервических приключений почти безнаказанно выпутывается из этой криминальной истории, но по стечению обстоятельств вдруг обвиняется в убийствах двух других людей, которых он в глаза не видел. Виктор Сухоруков же играет в Порфирия Петровича, упивающегося расследованием очень необычного дела: как следователь он чувствует, что человек виновен, и имеет на руках множество тому доказательств, но он решительно не понимает, почему подозреваемый абсолютно искренне все отрицает - да так, что вопреки уликам ему целиком и полностью веришь. Сцена, когда театр абсурда расцветает во всей красе и загнанному в угол герою Максима Матвеева предъявляется обвинение в убийствах, - лучшая в фильме и, пожалуй, одна из самых лучших в уже достаточно богатой фильмографии этого мхатовского актера. Матвеев сумел сыграть весь спектр переживаний человека, когда конкретно на его личном примере оказывается, что от судьбы не уйдешь и расплаты не избежишь - это не просто фигуры речи, а жизненные аксиомы. Разумеется, режиссер фильма Станислав Говорухин (он же и автор сценария, и продюсер картины) не первый, кто взялся за раскрытие этой темы и за ее художественную интерпретацию. Связующая нить протянулась к роману Ноэля Калефа, уже препарировавшему подобную детективно-психологическую ситуацию. А оттуда рукой подать и до достоевщины, которой явно, тайно или подсознательно хватает в буднях каждого.

Наше кино