И российские, и западные компании, локализовавшие свои производства в нашей стране, все чаще сталкиваются с трудностями при подборе персонала на технические и инженерные позиции. И это несмотря на то, что технические вузы и средние специальные учебные заведения не снижают набор, а среди школьников интерес к точным наукам в последние годы начал расти.
Эксперты кадрового холдинга "АНКОР" опросили выпускников вузов и молодых специалистов, чтобы выяснить, куда же деваются кадры, на которых должно держаться экономическое могущество страны. Выяснилось, что 16% молодых специалистов готовы сменить работу при первой же возможности, а большая их часть не планирует продолжать работать в своей сфере более 5 лет. Хотя 35% ответили, что всегда стремились работать именно в ней.
Причины ухода известны - столкновение с реальностью разрушает юношеские мечты. Молодых не устраивают скромные зарплаты и непрестижность производства. Согласно опросу, фактический уровень дохода специалистов составляет от 31 000 до 40 000 руб., а зарплатные ожидания как студентов, так и молодых специалистов, в среднем выше на 20%. Одновременно рынок повышает требования к кандидатам, но к ним те в большинстве своем не готовы. К примеру, сегодня очень важную роль играет знание английского языка, однако 26% студентов признаются, что знают язык на элементарном уровне, и только 4% владеют им свободно.
- Основная проблема отечественных производственных компаний - это имидж, - считает специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев. - Но даже и в западных, где, как принято считать, корпоративная культура давно устоялась, есть проблемы с набором персонала на производство в России. Вот пример: крупный производитель профиля ПВХ искал специалиста на предприятие в Московской области. Мы просмотрели полсотни резюме, провели 12 собеседований. Нашли лишь одного молодого специалиста 24 лет, с большим потенциалом и некоторым опытом, но не имеющего навыка работы на немецком оборудовании. Заказчик согласился обучать его и предложил оклад 40 тыс. руб., что выше средней зарплаты по региону, а также соцпакет.
Что же нужно сделать, чтобы привлечь молодежь в индустрию? По мнению студентов, участвовавших в опросе, одна из наиболее важных мер - прием на работу без начального опыта, а также помощь в освоении азов производства. Многие представители бизнеса со своей стороны сетуют на то, что выпускники вузов нередко не обладают всеми необходимыми компетенциями и знаниями, так как обучение идет по устаревшим программам и учебникам. Отсюда вывод - регулярная работа предприятий с вузами может стать одним из наиболее эффективных путей решения проблемы.
- Очень важно приходить на кафедры, проводить презентации, показывать преимущества работы в отрасли, компании, рассказывать о том, куда и как можно двигаться в профессии, о возможности достойного заработка, - говорит руководитель индустриального направления кадрового холдинга "АНКОР" Галина Сгонник. - На привлечение молодых специалистов работает и участие компаний-работодателей в ярмарках вакансий, программах студенческих производственных и преддипломных практик - студент может начать работать параллельно с учебой, и к моменту получения диплома у него уже будет определенный опыт.
Так, например, делает компания "Рускомпозит", которая заключила соглашение с университетом "Станкин" по актуализации образовательных программ на базе кафедры композиционных материалов, чтобы скорректировать их в интересах реального производства. Свою модель привлечения молодежи в отрасль создал и поддерживает Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Это работающий при вузе центр автодорожного образования для старшеклассников.
- В нашем институте есть специальный "довузовский" декан, который работает с будущими абитуриентами, - рассказывал на "круглом столе", организованном агентством Penny Lane Personnel, заместитель заведующего кафедрой по научной работе МАДИ профессор Эдуард Котлярский. - Они слушают лекции, защищают свои проекты. Проводятся научно-технические конференции школьников, призеры которых имеют приоритет при поступлении. К сожалению, школа сегодня не дает нужного уровня базовых знаний химии и физики, поэтому первые два курса ребятам тяжело, приходится заново осваивать большой объем знаний. Но к третьему курсу они выравниваются, и к окончанию все имеют по несколько предложений от потенциальных работодателей.
Но сегодня молодежь, помимо достойного заработка, интересуют и условия труда, возможность осваивать современные технологии и оборудование. Поэтому инвестиции работодателей должны быть направлены не только на персонал, но и в новые технологии, оборудование, автоматизацию производства. Сегодня найти желающих работать в шумном и грязном цеху, на устаревшем оборудовании действительно невозможно. Об этом тоже должны помнить работодатели.