Опровергли все законы
У фермеров Тарасовых произошло важное событие - родился олененок. Новорожденного назвали Сержем, в честь мамы - оленихи Сеги. Многие сомневались, что северные олени вообще приживутся в Черноземье, не выдержат здешних летних температур. А уж в то, что смогут здесь размножаться, не верили и подавно. Правда, в прошлом олени Тарасовых уже приносили приплод, но тогда самок привезли с севера в положении. Сержа же можно считать коренным, Ольховским.
- Из прошлогодних оленят не все выжили, - рассказывают супруги Тарасовы. - Одного, возможно, затоптали взрослые олени, гибель другого мы связываем с вакцинацией. Когда мы привезли оленей, нас заставили их вакцинировать от сибирской язвы, и мы просто не знали, что стельным животным это противопоказано.
Идея разводить северных оленей в средней полосе России у Тарасовых возникла спонтанно. В Ольховку Добринского района Алексей и Елена переехали из Мурманской области три года назад. Было желание заняться фермерством. Дом с большим участком земли покупали "заочно". Когда приехали - поначалу растерялись. Ни дорог, ни газа, ни нормальной мобильной связи. Чтобы была хотя бы вода, пришлось пробурить скважину. Из-за проблем с электричеством без света приходится сидеть часами.
Изначально Тарасовы планировали разводить свиней. Закупили поголовье. Дело оставалось за помещением. Местные власти сначала пообещали выделить заброшенное здание под ферму, а потом оказалось, что оно - чья-то частная собственность. Чтобы животные смогли перезимовать, пришлось делать им временные укрытия и утеплять снегом.
- Тогда мы и задумались - надо найти таких животных, которым не нужна крыша над головой, - рассказывает Алексей. - И тут мы вспомнили про оленей. В этом отношении они самые "беспроблемные".
Супруги связались с мурманским оленеводческим хозяйством. На переговоры, оформление всех необходимых документов и разрешений ушло полгода. К тому же, на севере животные большую часть времени проводят в тундре и забрать их из колхоза можно только в определенное время года - когда их гонят на убой.
- Для начала закупили десять голов, - рассказываает Елена. - В хозяйстве удивились такому количеству, поскольку сразу так много оленей никто у них не покупал. Поэтому нам даже сделали скидку.
Правда, когда мурманские оленеводы узнали, зачем Тарасовым столько оленей, покрутили пальцем у виска. Предупреждали, что животные могут погибнуть уже при двадцати градусах тепла. Но Тарасовы все равно отважились на эксперимент.
На липецкую землю олени ненецкой породы прибыли весной прошлого года. В целом акклиматизацию перенесли неплохо, а вот летом начались проблемы. Чтобы спасти животных от жары, в сарае пришлось устанавливать кондиционеры. К местному корму приучали постепенно. Тарасовы предусмотрительно закупили в Мурманской области десять мешков ягеля, который подмешивали к траве, зерну, сену, корнеплодам. И уже спустя две недели животные вовсю ели местную пищу. Сейчас олени в основном кормят себя сами. На пастбище выкапывают коренья и прошлогоднюю траву, обгладывают кору деревьев и кустарников, охотно съедают сухую осоку вдоль реки.
- Когда начался сезон грибов, мы для оленей собирали их мешками, - рассказывает Елена. - Они едят все подряд - сухие грибы, мухоморы... Любят морковь, кормовую свеклу.
Но больше всего по душе им пришлись местные яблоки. Тарасовы долго удивлялись - откуда у оленей страсть к этим плодам. А потом понаблюдали за животными и поняли, что от прелых яблок они пьянеют.
А вот сено они не едят. И это еще один плюс - не надо заготавливать корм на зиму: питомцы Тарасовых всю необходимую пищу находят под снегом сами.
- С ними одна проблема - уж очень они шустрые, - смеются фермеры. - Особенно, когда у них начинается период гона. Отведенный для них участок площадью около пяти гектаров преодолевают на сумасшедшей скорости в считанные минуты. Участок огородили проволокой, и то не помогает - убегают.
За необычным экспериментом наблюдают многие зоологи России. Сами же Тарасовы, несмотря несмотря на то, что всю жизнь прожили на севере, всю информацию о животных черпали из книг. До чего-то доходили методом проб и ошибок. Проблемой оказалось и отсутствие ветеринаров, специализирующихся на оленях.
- Но удалось найти врача, - рассказывает Елена. - Он лечит наших питомцев как коров, ведь строение у них схожее.
Зато их питомцы благополучно пережили прошлогоднее нашествие гнуса. Коровы из-за укусов порой погибали за сутки. Северные же олени оказались к этой напасти привычны.
Не только мясо
По словам Алексея Тарасова, изначально оленеводством они решили заняться ради мяса. Оленина очень востребована в ресторанах. Цена килограмма высококачественного диетического продукта зашкаливает за 800 рублей. Мяса, которое производится в северных хозяйствах (с одного оленя - не более 40 килограммов), хватает только для Санкт-Петербурга и Москвы. Но сейчас Тарасовы склоняются к продаже живых оленей. Тем более, что спрос есть. В первую очередь у тех, кто занимается агротуризмом. Проблема только в том, что эти животные - стадные.
- Отправлять наших оленей на мясо уже жалко, ведь мы к ним привязались, - говорит Елена. - Во всяком случае, те, которых мы привезли с севера, на убой точно не пойдут. Ну а молодняк который здесь народится, будем стараться распродать. К тому же наши олени уже адаптированы под климат и корм средней полосы.
Правда, одну олениху из-за болезни все же пришлось зарезать. На память остались шкура и рога.
Мех у оленей добротный, мягкий и теплый. Такая шкурка стоит от 10 до 30 тысяч рублей. Но что делать со шкурами, Тарасовы пока не знают. Большой проблемой оказалось найти мастеров, которые могли бы заняться выделкой.
- Знаем, что шкуры выделывают в Воронеже, но неизвестно, возьмутся ли там за оленей, - говорит Алексей. - Поэтому эту пришлось выделывать самим.
На оленьих рогах, вопреки расхожему мнению, тоже не заработать. На севере их скупают китайцы по 300 рублей за килограмм. За год олени несколько раз сбрасывают рога. Они хоть и высокие, но тонкие, весят не более полутора-двух килограммов. Пока фермеры раздают их друзьям в качестве презентов.
- Выгодный ли это бизнес - вопрос открытый, - говорит Алексей. - Если учесть, что мы только в прошлом году вложили в оленей почти 400 тысяч рублей, отдача не быстрая. Если конечно их не продавать живьем.
Пока же фермеры используют животных только для детских развлечений. Так, под Новый год оленей вывозили в Липецк, на Рождество - в Елец.
- Многие предлагают нам научить оленей ходить в упряжке и катать детвору, - рассказывает Елена. - Но это пока не получается. И к тому же обучать оленей езде - это очень серьезная работа, требующая больших вложений. Да и занятие сезонное, снега в наших краях почти нет.