Новое правило действует и для муниципальных образований. Некоторое послабление было сделано для городских и сельских поселений, если речь идет об объектах муниципального уровня, однако для первых они действовали только до 31 марта. До конца этого года можно еще выделять землю под муниципальные объекты в сельских поселениях. Между тем если субъекты Федерации резко взялись за работу и сформировали схемы территориального планирования, то на муниципальном уровне дела обстоят плохо: на это просто не хватает денег и специалистов, да и в целом стоит вопрос, насколько квалифицированно в итоге будут сделаны эти документы.
Ректор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Шамахов рассказал, что по ходу работ над документами территориального планирования выявилось множество недостатков существующей системы их создания. Например, нет возможности сделать схемы территориального планирования на несколько муниципальных образований (к примеру, город с прилегающими к нему районами). Законодательство тем более не предусматривает создания схем территориального планирования, затрагивающих территории нескольких субъектов, а для Северо-Запада именно такой тип особенно важен. Практика подсказывает: такие схемы нужны, чтобы увязать интересы соседних регионов и муниципальных образований, ведь любой крупный инвестиционный проект по своему охвату выходит за рамки одной административной территории и так или иначе затрагивает соседние. По словам эксперта, главной целью разработки схем территориального планирования является именно согласование градостроительных интересов органов местного самоуправления поселений и городских округов. Назначение каждой территории документально закрепляется, исходя из социальных и экономических факторов, основываясь на этом, обеспечиваются безопасность и комфорт местных жителей - развитие инфраструктуры районов, производств.
- Процесс территориального планирования на практике упирается в административные барьеры, что в целом снижает эффективность регионального развития, - пояснил Шамахов. - К тому же сейчас следует учитывать, что расстановка производительных сил в агломерациях поменялась. Например, в доиндустриальную эпоху города возникали на пересечении торговых путей, в индустриальную - у источников сырья и энергии, а сейчас знания и информация стали стратегическим ресурсом, поэтому будущее за технополисами, вырастающими вокруг научных центров, типа Кремниевой долины в США, Бангалора в Индии и нашего Сколково.
В Северо-Западном округе вопросами территориального планирования активно готово заняться стратегическое партнерство "Северо-Запад", единственное такого рода объединение во всей стране.
По мнению его участников, основная проблема существующих концепций в том, что они не учитывают понятие макрорегиона, федерального округа как основного субъекта экономики. Именно поэтому не обойтись без разработки на всех уровнях управления комплекса мер по качественному территориальному планированию, стимулированию структуры мониторинга и экспертизы, а для муниципальных образований нужно использовать механизмы финансовой дотационной помощи: можно в качестве поддержки привлечь банки или применить форму ГЧП.
Директор РосНИПИурбанистики Владимир Щитинский пояснил, что сейчас само предприятие и образуемая им региональная среда становятся основным очагом зарождения конкурентоспособности на любой территории, его невозможно переместить в другое место, именно оно обеспечивает привлекательность территории для капиталов и людей, поэтому управление пространственным развитием всей страны особенно важно.
- До настоящего времени в России применялся не комплексный, а фрагментарный подход, все до сих пор полагаются на спонтанное развитие рынка, государство практически отстранено от пространственной организации. Однако Северо-Запад может стать первопроходцем в этой сфере, и его опыт потом смогут использовать другие российские макрорегионы, - рассказал эксперт. - Во-первых, мы можем разработать в соответствии с социально-экономической стратегией развития СЗФО схему территориального планирования всего округа. Это будет первая подобная работа во всей стране, и ее в качестве примера можно предложить правительству. Второе, чем следует заняться, - это отраслевые концепции, применительно к интересам конкретных организаций: план развития сельских территорий поселений округа, генсхема инфраструктуры туризма, план освоения районов под складские, производственные, коммунальные строения, включить сюда схему охраны окружающей среды и морского пространственного планирования.
Особое внимание, по словам Щитинского, в Северо-Западном регионе следует уделить научно-техническому развитию санкт-петербургской агломерации и совершенно неурбанизированным территориям, которых в округе довольно много.