"Мне из дома семь дней на машине ехать", - рассказывает Рагдына Тыныль. Рагдыну здесь все называют артисткой: она владеет горловым пением, способна передать звуки тундры от высоких криков птиц до грозного рычания зверей. "Меня этому мама с детства учила", - признается она.
Кроме общеобразовательных предметов дети "Арктики" углубленно изучают национальные языки, этнические особенности и культуру своих народов. Свою самоидентичность.
Эвенский и эвенкийский языки здесь преподают ежедневно, а вот учителей чукотского, долганского и юкагирского днем с огнем не сыщешь. "Народы малочисленные, юкагиров, например, всего осталось чуть более восьмисот человек", - говорят в школе. Но выход здесь нашли: приглашают учителей - носителей языка, которые один раз в четверть приезжают в школу, с каждым учеником разрабатывают индивидуальную формулу дистанционного обучения.
Дети "Арктики" народ особый. У них острее проходит адаптационный период. Не избалованные цивилизацией, они на "ты" с природой, но на "вы" с окружающим миром. В школе есть неписаное правило: на детей нельзя кричать. Ни при каких обстоятельствах.
Дети из арктических улусов в школе впервые знакомятся со многими элементами цивилизации, начиная от теплого туалета и заканчивая Интернетом.
- Вот тут нужны колоссальный такт и любовь, одно неверное слово может замкнуть ребенка и нанести серьезную психотравму, - говорит директор Виктория Марсуфалова.
Время подсказало арктическим педагогам наиболее комфортные контуры сосуществования учащихся, познания мира и себя в этом мире - модели родовых общин. Их сегодня в школе четыре: "Гиркил" (Друзья), "Солянга" (Заря), "Геван" (Рассвет) и "Осикта" (Звезда). Между общинами ведется честное, непрерывное соревнование, критерии борьбы разные, начиная от чистоты в комнатах и заканчивая успеваемостью и дисциплиной. Итожит и оценивает родовую жизнь высший орган школьного самоуправления. Здесь его называют "Сулган", что по-эвенкийски означает собрание.
Здесь очень многое выпукло и важно. Например, маленькие северяне, привыкшие к однообразному питанию, просят на стол рыбу и оленину. И часто отказываются от рассольника и запеканок. К овощным салатам и расстегаям привыкают постепенно. Тут главная "приправа" - мастерство поваров и такт педагогов.
- Главное, что дает наша школа, это то, что дети социализируются, учатся жить в обществе, которое значительно больше и сложнее их поселка и улуса, - убеждены педагоги.
Афанасий Гаврилов учится в "Арктике" второй год, он по национальности эвенк, приехал из маленького поселка. "Мы здесь учим родной язык, я раньше больше понимал, чем говорил, теперь могу свободно разговаривать", - басит Афанасий.
Здесь уроки английского чередуются с занятиями по оленеводству. А часы компьютерной грамоты соседствуют с оттачиванием практических навыков: как развести костер в лесу и как поставить палатку. Больше половины "арктических" учителей из числа коренных народностей Севера, и справедливо замечают: нет оленя, значит, нет эвенка.
Многие выпускники школы продолжают свое обучение в больших городах.