Сергей Ефимович, спрос на ископаемые на мировом рынке растет с каждым годом. В то же время запасы их исчерпаемы, отрасль нуждается в проведении регулярных изыскательных работ. Как сегодня решается эта проблема?
Сергей Донской: В 2012 году, прирост запасов по основным видам сырья превысил объем добычи. Полагаю, что эта тенденция продолжится. Залогом этого является заметный - на 30% по сравнению с 2010 годом - рост инвестиций в геологоразведочные работы (ГРР). Общий объем и государственных, и частных инвестиций составил более 250 млрд рублей. Сейчас в стране открывается около 100 новых месторождений полезных ископаемых ежегодно, и это результат вложений в геологоразведку, сделанных несколько лет назад.
Считаю, что в среднесрочной перспективе полезные ископаемые не утратят своего важного значения для экономики и социального развития России и по-прежнему останутся важнейшим источником дохода для бюджета Российской Федерации. Однако если не вкладываться сейчас в геологоразведку, то есть не создавать так называемый поисковый задел, то разведанные запасы сырья истощатся достаточно быстро.
Кроме того, проводимая сегодня геологоразведка объективно ведет к тому, что размер и качество вновь открываемых месторождений неизбежно снижаются просто в силу того, что мы с каждым годом все повышаем и повышаем геологическую изученность территории страны, открываем все новые и новые месторождения, не забывая эксплуатировать действующие.
Ну и наконец, отрасль должна регулироваться понятными и прозрачными правилами, которые обеспечат, с одной стороны, ее инвестиционную привлекательность, а с другой - будут генерировать положительный бюджетный эффект.
Все эти вопросы мы будем решать в приоритетном порядке. Согласно одобренной правительством РФ госпрограмме по воспроизводству и использованию природных ресурсов в течение восьми лет на геологоразведку будет затрачено более 3 трлн рублей, из них бюджетных предусмотрено только 360 млрд рублей.
Кроме того, мы постоянно проводим работу по настройке законодательства, чтобы привести правовое регулирование отрасли в соответствие с текущей ситуацией и задать долгосрочные "правила игры". Просто для примера могу упомянуть, что нами за последнее время уже выстроена система согласования технической документации на разработку месторождений, определен порядок изменения границ лицензионных участков по результатам геологического изучения. Готовятся ко второму чтению в Госдуме поправки в Закон РФ "О недрах", позволяющие увеличить сроки геологического изучения недр в удаленных и труднодоступных регионах с 5 до 7 лет. Планируется передать регионам полномочия по согласованию технических проектов разработки общераспространенных полезных ископаемых, выстроить систему оборота геологической информации.
Развитию недропользования в России мешает недостаточная прозрачность процедур предоставления и прекращения прав пользования недрами, а также административные барьеры. Что сейчас делается для выправления ситуации?
Сергей Донской: Действующие в стране правила доступа к полезным ископаемым - неотъемлемая часть инвестиционного режима. Мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы они были понятны и транспарентны, поскольку наша задача - привлечь в отрасль необходимые инвестиции. В начале этого года по инициативе президента был принят закон, согласно которому по участкам недр федерального значения конкурсы вообще проводиться не будут, а право пользования соответствующими участками недр станет разыгрываться исключительно на аукционах, по наиболее понятным и прозрачным правилам. При предоставлении прав пользования иными участками недр мы также отдаем предпочтение процедурам торгов в форме аукционов, стараемся сократить избыточные требования к претендентам на получение прав недропользования, формализовать и максимально ограничить основания для прекращения прав пользования недрами. Соответствующий законопроект подготовлен и проходит необходимые согласования.
Также мы последовательно стараемся сократить число административных процедур, которые сопровождают процесс недропользования. Некоторое время по нашей инициативе была ликвидирована необходимость получения дополнительных лицензий на добычу для собственных нужд песка и подземных вод пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, что очень упростило недропользование. Сейчас министерство работает над исключением дублирования функций органов власти при рассмотрении и согласовании технических проектов на разработку месторождений.
Однако прозрачные правила - важное, но не единственное условие для стимулирования вложений в геологоразведку. Не менее значимы экономические инструменты, позволяющие обеспечить приемлемую рентабельность при реализации минерально-сырьевых проектов, в частности, при разработке новых технологий разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, реализации проектов по приросту запасов углеводородов из нетрадиционных источников или переработке отходов горно-промышленного производства с извлечением редкоземельных металлов.
В качестве мер экономического стимулирования ведется подготовка и согласование законодательных инициатив, которые бы предоставляли недропользователю права вычитать из НДПИ затраты, понесенные на геологическое изучение.
В результате реализации перечисленных мер мы ожидаем, что доходы от передачи прав пользования на участки недр за восемь лет принесут в бюджет 320 млрд рублей. А инвестиции недропользователей в геологоразведку составят более 1,6 трлн рублей.
Россия занимает первое место в мире по площади лесов и второе - по запасам древесины. Но при этом доля лесного сектора экономики России составляет всего 1,7% ВВП, а 65% дохода от использования лесов приходится на заготовку древесины. Леса являются сегодня, по сути дела, таким же сырьевым придатком, как и нефть. Что мешает сделать лесную отрасль более доходной и ориентированной на переработку на территории нашей страны?
Сергей Донской: Этому мешает сегодня сразу несколько проблем. Состояние лесопромышленного комплекса во многом связано с системными проблемами в лесохозяйственной отрасли. Масштабные вырубки ценных пород, при том что не идет необходимого восстановления лесного массива, привели к тому, что в ряде регионов России площади качественного леса уменьшились до критических цифр.
Существенный урон лесному фонду каждый год приносят пожары. К сожалению, площади погибших от пожаров и незаконно вырубленных лесов существенно превышают объемы лесовосстановления. В частности, ежегодный ущерб от незаконных рубок превышает 10 млрд рублей. А площадь пройденных огнем лесных массивов возросла в прошлом году, несмотря на все прилагаемые усилия и покупку на федеральные деньги большого количества противопожарной техники, по сравнению с 2011 годом на 45%.
Ситуацию усугубляет и то, что из 600 млн гектаров эксплуатационных лесов в аренду для заготовки древесины передано сегодня только 29%. Чтобы преодолеть все эти негативные тенденции, в прошлом году была принята госпрограмма "Развитие лесного хозяйства", рассчитанная до 2020 года.
В рамках программы, финансирование которой запланировано в размере 526 млрд рублей, предполагается сделать очень многое. В частности, большое внимание будет уделено разработке и внедрению систем дистанционного мониторинга лесных пожаров, их раннего обнаружения, а также механизмам управления лесными пожарами. Кроме того, планируется увеличить численность работников лесной охраны до 50 тысяч человек.
В результате мы ожидаем, что к 2020 году доходность лесного хозяйства должна увеличиться на 40% в расчете на один гектар лесных земель, а доля использования расчетной лесосеки возрасти в полтора раза. Кроме того, мы рассчитываем восстановить баланс между сокращением и воспроизводством лесов.
Россия является одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. Однако расточительное водопользование, а также систематическое нарушение предприятиями требований природоохранного законодательства приводят к тому, что качество воды далеко от нормативов...
Сергей Донской: Действительно, проблемы с качеством воды и ее использованием в России есть. И решать их необходимо на государственном уровне.
Два года назад была утверждена ФЦП по развитию водохозяйственного комплекса до 2020 года с общим объемом финансирования 523 млрд рублей. При этом половина выделяемых денег пойдет на поддержку регионов. Среди главных задач этой программы - модернизация водохозяйственной инфраструктуры, обеспечение рационального водопользования, поиск резервных источников, улучшение качества очистки сточных вод.
Помимо этого в ближайшее время Минприроды России подготовит ко второму чтению в Госдуме два законопроекта. Один из них должен урегулировать освоение паводкоопасных территорий, другой вводит обязательное страхование объектов капстроительства, расположенных на таких территориях.
Кроме того, чтобы стимулировать рациональное использование водных ресурсов, в правительство РФ внесены соответствующие поправки, предусматривающие дифференциацию ставок платы за водопользование, а также обеспечивающие приборный учет забора и сброса воды.
Вскоре должен быть согласован и законопроект, обеспечивающий права граждан на доступ к водным объектам общего пользования. Согласно документу арендаторы земельных участков будут обязаны обеспечить подход к береговой полосе.
Ежегодный экономический ущерб в результате ухудшения экологической обстановки составляет в нашей стране порядка 4-6% ВВП. Как ваше ведомство оценивает размер ущерба?
Сергей Донской: К сожалению, в нашей стране до сих пор нет законов, на основании которых можно было бы оценить реальный вред, причиненный окружающей среде. Чтобы исправить ситуацию, Минприроды внесло в правительство РФ законопроект о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде. Думаю, что принятие данного законопроекта станет лучшим подарком и российской природе, и всем россиянам в Год охраны окружающей среды.
Владимир Путин, президент РФ:
- Наша задача - создать все условия для того, чтобы промышленные предприятия рационально, грамотно обходились с отходами, переходили на замкнутые и безотходные технологии.
Из 600 млн га эксплуатационных лесов в аренду для заготовки древесины передано только 29%.
На Госсовете Владимир Путин поставил задачу добиться инвестиционной привлекательности лесного комплекса. Сюда планируется вложить более 400 млрд рублей в рамках 118 проектов, получивших статус приоритетных. Сейчас реализовано только 26 проектов
Донской Сергей Ефимович.
Родился 13 октября 1968 года в городе Электросталь Московской области.
В 1992 году закончил Государственную академию нефти и газа имени И. М. Губкина.
Работал в Министерстве топлива и энергетики РФ, компаниях"Лукойл", "Зарубежнефть".
С 2005 по 2008 год - директор Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
С 2008 по 2011 год - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С 2011 г. - генеральный директор "Росгеология".
21 мая 2012 г. Указом Президента РФ назначен Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации.