05.06.2013 00:52
Власть

Подведены первые итоги работы по обеспечению открытости власти

Открыть ускоренными темпами
Текст:  Сергей Топорков
Российская газета - Федеральный выпуск: №119 (6095)
Два дня осталось до даты, когда каждое министерство должно представить программу своей работы на этот год. Это - только один из обязательных пунктов поручения президента, которое он озвучил на недавнем совещании. Тогда, анализируя выполнение указов, подписанных 7 мая 2012 года, глава государства поручил правительству разработать типовой план деятельности федеральных органов исполнительной власти на пять лет с разбивкой по годам и продумать механизм публичного и открытого обсуждения этих планов и их выполнения. Вот эта, последняя задача была возложена премьером на профильного министра Михаила Абызова, главная функция которого - обеспечение открытости власти.
Читать на сайте RG.RU

Вчера прошло заседание правительственной комиссии, на котором эксперты подвели первые итоги работы над этой задачей. "Поручение, которое дал председатель правительства 17 мая, было в том, что, кроме разработки планов министерств и ведомств, необходимо обеспечить в рамках открытого правительства публичное обсуждение и экспертное сопровождение, - обозначил задачу Михаил Абызов. - 7 июня, после принятия планов министерств и ведомств, необходимо иметь в том числе и форматы публичного общественного сопровождения".

Министерства и ведомства обратились в правительственную комиссию по взаимодействию с открытым правительством в расчете на то, что экспертный пул выдаст типовые рекомендации - как именно и в какой форме органы исполнительной власти должны обеспечить пресловутую открытость. На вчерашнем заседании эксперты минэкономразвития и Высшей школы экономики озвучили свои предложения. Стандарт открытости, разработкой которого они уже довольно давно занимаются, стал предельно актуальным.

В первую очередь органы исполнительной власти должны определить референтные целевые группы, которые будут проверять их работу, то есть контроль выполнения президентских указов должны определять те, кого коснутся результаты их выполнения. Также в проверках работы органов исполнительной власти должны непосредственно участвовать эксперты - начиная с федерального уровня (с привлечением экспертного совета при правительстве), заканчивая региональными экспертными сообществами, профильными НКО и общественными советами на местах. Отдельного внимания заслужили формулировки - органы власти должны публиковать планы работы в понятной и доступной форме, но при этом использовать форматы открытых данных. Органам исполнительной власти предложено существенно увеличить число собственных "спикеров", не ограничиваясь одним-единственным пресс-секретарем и начальником ведомства.

Одним из самых загадочных предложений стало "целенаправленное формирование и поддержка сети независимых аналитических центров по социально-экономической проблематике", так как ресурсов экспертного совета, по мнению авторов, недостаточно. То есть предполагается, что органы власти по своей воле будут создавать и финансировать собственных критиков, что представляется довольно смелым, но маловероятным.

Ключевую роль в мониторинге исполнения указов отвели созданию крупнейшего ресурса - государственной информационной системы, в которой будет размещена "информация о текущем состоянии исполнения указов президента с удобным и понятным интерфейсом, возможностью проводить общественное обсуждение и получения обратной связи от различных социальных групп".

Сегодня работа над президентскими поручениями будет продолжена на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с членами экспертного совета при правительстве.

Госуправление