05.06.2013 10:05
Культура

В Воронеже открылась масштабная выставка живописи Павла Кузнецова

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж) Игорь Филонов
Картины классика русской живописи ХХ века Павла Кузнецова выставлены в воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского в беспрецедентном - 60 полотен - объеме.
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Забытое будущее" - центральное событие визуальной программы III международного Платоновского фестиваля. Почти все работы предоставил Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, обладатель крупнейшей в мире коллекции произведений Кузнецова (там их около 400).

Полотна его хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и многих региональных музеях России, но отдельно их почти не выставляют, тем более в столицах. Даже в Саратове постоянно показывают лишь дореволюционные картины Павла Кузнецова: отдел советского искусства закрыт на ремонт, а в доме-музее художника из-за скромных площадей делают лишь тематические экспозиции. Так что тем, кто интересуется русской живописью и живет не слишком далеко от Воронежа, есть смысл навестить при случае этот город и музей имени И. Крамского. Благо продлится выставка до 31 июля.

- Логично, что воронежцы попросили у нас эти работы Кузнецова для Платоновского фестиваля. "Степной" и "киргизский" циклы перекликаются с произведениями Андрея Платонова. Объединяет их ощущение конкретного "кусочка" мира как значимой части огромной вселенной, конкретного бытового действия - будь то сбор яблок, цветение садов или кормление младенца - как важного события всеобщей человеческой истории, - подчеркнул историк искусства, заслуженный работник культуры РФ, завотделом русского искусства Саратовского художественного музея Ефим Водонос. - Пройдя в 1900-е годы символистский этап, Павел Кузнецов нашел себя в заволжских степях с их устоявшимся за тысячелетия неторопливым ритмом жизни кочевников, с непотревоженной первоосновой существования людей в природе. У сюжетов этих его картин нет конкретной привязки к местности (дань символизму) - что и придает будням высший смысл и вселенский масштаб. Тончайшими касаниями кисти Кузнецов добивался сияния, исходящего как бы из тела земли. Это песнь жизни!

Павел Кузнецов (1878-1968) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. На раннем этапе творчества за увлеченность постимпрессионизмом и символизмом его называли "русским гогенидом": он входил в объединение "Мир искусства", был организатором и участником знаковых для русского искусства начала XX века выставок "Алая роза" и "Голубая роза". Художнику не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию, устроенную Сергеем Дягилевым в Париже. Сам художник был тогда избран членом Осеннего Салона (пожизненно) - подобной чести удостоились не многие наши живописцы.

После цикла "среднеазиатских" работ его зачислили в ориенталисты. Визит в Армению в 1930 году отразился в серии индустриальных пейзажей, где литье металла или строительство моста выглядит как сотворение мира. Наблюдения за колхозной жизнью воплотились в полотнах вроде "Сбора капусты" или "Сбора урожая", с их уходящими за рамку холста рядами зеленых кочанов или золотых снопов: чистые цвета, ритмичные композиции, разлитый в воздухе теплый свет.

В 1940-50-е годы Кузнецова обвинили в "эстетизме" и "формализме", перестали выставлять и отстранили от преподавания. Признание стало медленно возвращаться к нему лишь на склоне лет. Ускользая от соцзаказа, Кузнецов писал тогда в основном натюрморты. Меняясь, не изменил главному: "Все мое творчество всегда имело целью порадовать зрителя…"

- Очень жаль, что по Павлу Кузнецову, как и другим художникам-уроженцам саратовской земли - Борисову-Мусатову и Петрову-Водкину - до сих пор не подготовлена энциклопедия. Такая, как вышла по Мандельштаму, - посетовал Ефим Водонос. - Ведь есть дома-музеи, художественные собрания, есть студенты, которым можно поручить сбор информации… Собственно, и об Андрее Платонове подобное издание не мешало бы иметь.

Выставку живописи Павла Кузнецова можно посетить до 31 июля по адресу: Воронеж, проспект Революции, 18. График работы: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

Программа Платоновского фестиваля искусств - на официальном сайте: platonovfest.com.

Живопись Воронеж Центральная Россия