05.06.2013 00:25
Общество

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды

В международной торговле ужесточаются критерии экологичности товаров и услуг
Российская газета - Спецвыпуск: Экология №119 (6095)
Сегодня, 5 июня, отмечается Всемирный день окружающей среды. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно в этот день многие государства проводят мероприятия, подтверждающие их стремление к сохранению и улучшению окружающей среды.
Читать на сайте RG.RU

В России пошли дальше. В нашей стране 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. "Важность проведения Года охраны окружающей среды для нас очевидна,- отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. - Реализация тематических мероприятий должна объединить усилия всего общества для решения актуальных вопросов охраны окружающей среды". По его словам, прошлый год был наиболее значимым в области экологии, в 2012 году были приняты такие важные документы, как Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года и Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы с объемом финансирования 336 млрд рублей.

Сегодня всерьез заговорили о востребованности эффективности природоохранных и ресурсосберегающих технологий, так как их внедрение значительно повышает качество выпуска продукции при меньших расходах. По экспертным оценкам, минимальный суммарный экономический эффект от внедрения в РФ этих технологий в энергетике в среднем за год составит $ 500 млн, промышленности - около $ 600 млн, в транспортном комплексе - до $ 400 млн, в АПК - более $500 млн. Эти вопросы обсуждались экспертами на семинаре в ТПП РФ по вопросам развития "зеленой" экономики в России.

Сергей Бобылев, заместитель заведующего кафедрой экономики природопользования Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, отметил, что для решения экологических проблем необходимо урегулировать макроэкономические задачи страны. По его словам, экономика приобретает природоемкий характер и в таких условиях экологическая политика становится заложником макроэкономического развития. Он также подчеркнул отсутствие эффективного взаимодействия в системе наказания на микроуровне, связанное с низкими платежами и штрафами, и коснулся проблемы создания экологических фондов, формирования системы финансовой поддержки предприятий экологической сферы деятельности.

В то же время директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, член-корреспондент РАН Владимир Захаров считает, что для решения экологических проблем необходимо связать их с планами социально-экономического развития страны и регионов. Экономика страны должна строиться с учетом ее экологической политики. Именно такой подход сделает экономику России "зеленой".

По данным Минэкономразвития России, к концу 2012 года в стране сформирована система регулирования природоохранной деятельности в рамках Киотского протокола, "которую можно оценить как экономический модуль системы национального углеродного регулирования". По оценке Олега Плужникова, замдиректора профильного департамента минэкономразвития, развитие рынков выбросов парниковых газов невозможно осуществлять без "углеродной" отчетности - системы контроля выбросов парниковых газов. При этом национальная "углеродная" отчетность, включающая качественные и количественные показатели деятельности компаний, станет частью систем международной торговли выбросами. Но в России пока нет такой системы и норм ее формирования. Что, по мнению чиновника, снижает конкурентоспособность российских компаний при выходе на мировой рынок, усложняет процедуры получения ими внешних кредитов и т.п.

В Докладе ООН "World Economic Situation and Prospects-2013" "зеленый" рост и экологизация мировой экономики отнесены к базовым сценариям выхода из финансово-экономического кризиса и решения социальных проблем. А мировой рынок экологических товаров остается одним из самых динамично развивающихся: его оборот составляет от 1,4 до 3 трлн евро в год.

По расчетам ООН, объем инвестиций в экологически чистые технологии к 2020 году составит $ 600 млрд - втрое больше чем в начале 2000 годов. Это связано, прежде всего, с тем, что ведущие страны мира используют "углеродный" фактор для перестройки национальной экономики на экологически эффективную стратегию развития.

К началу 2013 года, по данным зампреда Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Ольги Штемберг, в большинстве развитых и развивающихся стран приняты решения о переходе на низкоуглеродный, то есть экологически эффективный путь. В связи с этим и в России "пора осуществить реформу экологического нормирования по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности", включая пересмотр методик оценок экологического воздействия на биосферу и мер ответственности за экологический ущерб.

Кроме того, по мнению многих экспертов, государство может субсидировать процентные ставки по "зеленым" кредитам и уменьшать расходы на соответствующие проекты за счет включения их в перечень проектов регионального и федерального значения. Эксперты полагают, что это позволит возвращать НДС при импорте оборудования, уменьшать другие налоги. Такая практика давно используется в развитых и многих развивающихся странах.

В рамках комплексной экологизации технологической и экономической политики, как считает Владимир Мошкало, глава Московского офиса Программы ООН по окружающей среде (UNEP), следует оперативно разработать техническое задание на разработку госпроекта "Российский углеродный рынок" и госпрограмму "Энергоэффективность и развитие энергетики". Это позволит "подтянуть" соответствующие разработки к уровню многих других стран и, таким образом, ввести экологические показатели в число тех, которые позволяют комплексно оценивать экономическую эффективности проектов, предприятий и отраслей.

Значимость всех этих проблем обусловлена и тем, что в рамках ВТО в ближайшие годы могут быть введены обязательные экологические нормативы для товаров и услуг, обращающихся в международной торговле.

Экология