05.06.2013 00:30
В мире

Киргизия займется развитием судоходства

От Иссык-Кульского флота осталось два судна
Текст:  Любовь Борисенко
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №119 (6095)
В Киргизии намереваются реанимировать водный транспорт. Правительству поручено разработать нормативно-правовую базу для регулирования деятельности республиканского судоходства.
Читать на сайте RG.RU

У Киргизии нет выхода к морю. Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов. Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.

Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль". Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.

Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время. На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе (ныне Бишкек) - Пржевальск (ныне Каракол) крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.

Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие. Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.

После развала Советского Союза киргизский флот пришел в упадок. В 2005 году он и вовсе стал банкротом. Сегодня, по информации министерства транспорта и коммуникаций КР, на балансе государственного предприятия "Иссык-Кульское пароходство" находятся один теплоход, катер и баржа. В исправном состоянии всего два судна. Они в основном используются для перевозки грузов между городами Балыкчи и Каракол.

- У нас есть все шансы остаться на плаву. Наше предприятие - единственное, занимающееся в Киргизии перевозками грузов водным путем. Всего у нас три порта: два - в Балыкчи и один - в Караколе. Сейчас первоочередной задачей является создание нормативно-правовой базы для регулирования деятельности пароходства. Это разработка проекта закона КР "О водном транспорте", а также положений, инструкций и правил. Кроме этого, требуется довести навигационное оборудование до состояния, исключающего транспортные происшествия, и обеспечить техническую безопасность на водном транспорте, - считает директор госпредприятия Таалайбек Мукашев.

Сегодня, по его словам, основные проблемы изношенность судов и грузовых барж, отсутствие собственного судоподъемного сооружения для ремонта кораблей, неисправность маячных установок вдоль побережья, а также отсутствие средств на капитальную реабилитацию зданий.

Специалисты убеждены, что будущее у киргизского флота есть. Нужно лишь разработать государственную программу с четкими приоритетами развития. Например, сегодня иссык-кульское побережье застраивается новыми пансионатами и санаториями. Переброска по воде значительного количества строительных материалов смогла бы прежде всего сэкономить финансы предпринимателям - перевозка грузов по воде в 2,5 раза дешевле, чем по дорогам. Кроме того, одна баржа в состоянии одновременно перевезти столько цемента и кирпича, сколько пять грузовиков, вместе взятых.

- Мы перевозим сегодня только уголь для котельных городов, расположенных на побережье. Навигация у нас начинается в сентябре и заканчивается в апреле. Но мы вполне могли бы возить стройматериалы. Ведь цемент, кирпич, песок нужны всем. Без них ни одна стройка не обойдется. Однако у нас предпочитают перевозить все это грузовиками. Дескать, так экономически выгодно. Для кого? Для частников? Но ведь никто из них особо не спешит вкладывать деньги в ремонт дороги. Все это ложится на плечи государства. Можно развивать водный туризм, у нас есть все предпосылки для этого, - уверен Таалайбек Мукашев.

Кыргызстан