07.06.2013 00:10
Культура

В Большом театре премьера "Князя Игоря" в постановке Юрия Любимова

На исторической сцене Большого театра начинается премьерная серия спектаклей - опера Александра Бородина "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова
Текст:  Мария Бабалова Виктор Васенин
Российская газета - Федеральный выпуск: №122 (6098)
Столь долгожданного и волнующего, в прямом смысле этих понятий, спектакля Большой театр, пожалуй, еще не знал. Осенью 95-летний патриарх отечественной режиссуры должен был приступить к репетициям "Князя Игоря", премьеры, назначенной на декабрь. Но мэтр серьезно заболел, оказавшись в реанимации. Постановку отложили на полгода. За это время, проявив свой фирменный железный характер, мастер победил тяжелый недуг и тут же дал понять, что пересматривать свои творческие планы не намерен.
Читать на сайте RG.RU

И вот в биографии театрального гуру, создателя легендарного театра на Таганке, для которого опера никогда не была доминантой в работе, появится постановка в первом театре страны. Хотя у него и раньше случались оперные эпизоды в творчестве. К примеру, он ставил "Хованщину" Мусоргского в Милане, "Фиделио" Бетховена в Штутгарте, "Пиковую даму" Чайковского в Париже и даже "Лулу" Берга в Чикаго.

До настоящего момента "Князь Игорь" выдержал семь постановок в Большом театре, никогда надолго не исчезая с его афиши. Хотя работа над единственной и незаконченной оперой у Бородина на эпический сюжет "Слова о полку Игореве" шла тяжело, "неровно", с существенными перерывами. Служба в Медико-хирургической академии, активная научная и общественная деятельность не давали ему возможности полностью сосредоточиться на творчестве. Может, от этого драматургически опера получилась несколько фрагментарной, но щедрой на красивейшие арии и ансамбли.

Юрий Любимов взялся за работу со свойственной его театральному почерку революционностью. Так, почти четырехчасовая опера теперь решительно сокращена в два раза. Спектакль превратился то ли в захватывающий блиц-триллер, то ли в модный дайджест, не подразумевающий масштабных художественных потрясений. Ныне редактировать музыку Бородина вслед за Римским-Корсаковым и Глазуновым, которые заканчивали многострадальный труд коллеги, пригласили также двух опытных композиторов - Павла Карманова и Владимира Мартынова. Им, хочется надеяться, достанет вкуса и такта, а не только личных амбиций в отношении к наследию русского классика.

Солисты, среди которых такие именитые певцы, как Паата Бурчуладзе, Елена Заремба, Владимир Маторин, Михаил Казаков и молодые яркие дарования - Анна Нечаева, Елена Поповская, Алексей Долгов, Сергей Радченко, Роман Шулаков, Алексей Тановицкий, равно как и дирижер Василий Синайский - горько сетовали, умоляя режиссера не лишать оперу самых красочных, хитовых арий и сцен. Но мэтр был непреклонен и лихо поработал ножницами над партитурой, считая, что лирическая линия композиторского либретто побочна и не увлекательна. Поэтому, например, желающим услышать прекрасную арию Кончака, каватину Кончаковны или знаменитый дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича на премьеру идти необязательно. В этой постановке их нет и не будет. Но зато будут "канонические" "Половецкие пляски" в хореографии Касьяна Голейзовского, восстановленные другим гуру - Юрием Григоровичем, а также всегда впечатляющие, аллегоричные декорации Зиновия Марголина.

Так что зрелище в любом случае ожидается интригующее и захватывающее.

Музыкальный театр