Народному ликованию не было предела: эмоциональный прорыв фестивальной артхаусной шлюзовой блокады свершился. Фейсбук взорвался, захлебываясь восторгами. Две фамилии - Хабенский и Велединский - не сходили с уст, а на их носителей смотрели как на чудотворцев. Киносообщество враз перестало делиться на своих и чужих - победа на общем фоне была очевидна, как на олимпиаде, когда кто-то вдруг возьмет и прыгнет на три головы выше или вырвется на целый километр дальше - уже не догонишь. Но приготовленные под самый финал самобытные, неповторимые, рукотворные и неоднозначные "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко здорово смутили настроения. Сместив фестивальный азарт и здорово оттянув часть голосов от всем понятного мейнстрима к киноманьеризму, который, например, в Риме, где состоялась премьера фильма Федорченко, прошел на ура, а вот в Сочи на сто процентов не считался. Видимо, какие-то фестивальные тональности не совпали, помешав впитать и вкусить всю прелесть этого оригинального обрядового этнографического исследования. И если за судьбу приза за главную мужскую роль - Константину Хабенскому - можно было не беспокоиться (если бы не дали - жюри бы, наверное, просто побили бы), то с определением лучших фильмов и режиссеров с каждой минутой приближения к развязке знак вопроса только увеличивался. Ведь при двух столь явных разнополярных лидерах вполне можно было ожидать и выхода на авансцену третьей "темной лошадки". По принципу "да не доставайся же ты никому", хотя кого и когда он помогал рассудить?
На момент подписания первого выпуска "РГ" известны были только призы Гильдии киноведов и кинокритиков. "Белого слона" присудили "Трубе" Виталия Манского. Дипломами кинокритиков отмечались "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко и "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
А собственный рейтинг "Российской газеты" складывался по пунктам следующим образом. Итак - лучшее на 24-м "Кинотавре". Первое - "Географ глобус пропил". Режиссер - Александр Велединский, авторы сценария - Александр Велединский при участии Рауфа Кубаева и Валерия Тодоровского. Хорошее народное кино с блестящими актерскими работами, в главной роли - Константин Хабенский, создавший новый архетип современного школьного учителя.
Второе - "Небесные жены луговых мари". Режиссер - Алексей Федорченко, автор сценария - Денис Осокин. Работа оператора - Шандора Беркеши и художников - Зорикто Доржиева и Артема Хабибулина выше всяких похвал.
Третьим в списке стоит назвать "Стыд" режиссера Юсупа Разыкова, который четырнадцать лет руководил "Узбекфильмом", а сейчас много и успешно работает в России. На "Кинотавре" с его помощью было осуществлено самое глубокое погружение в жанр психологического реализма, который сегодня практически никто не снимает - не умеют, просто не знают, как этого добиться от актеров в условиях жесткой диктатуры ограниченного съемочного времени. И, в-четвертых, обязательно стоит упомянуть самый брутальный фильм "Кинотавра" - "Майор" Юрия Быкова. Жесткое мужское, мускулистое кино, которое снималось не в расчете на награды и похвалы, а в надежде на пробуждение в обществе совести.
У Юрия Быкова, когда человек начинает действовать по-человечески, он мешает всем, и выбора никакого нет: либо стреляйся, либо пойми уж, наконец, что с волками жить - по-волчьи выть. У Алексея Федорченко любой индивид ищет спасения и ответы на все жизненно важные вопросы в языческих обрядах. У Юсупа Разыкова наиболее высокоразвитый организм (женского пола) сначала топится - по крайней мере, пытается это сделать, а затем свое спасение находит в спасении ближнего. У Александра Велединского - свой ответ, как бескровно и нетравматично стать счастливым и гармоничным человеком в обществе негармоничных людей. И его путь на "Кинотавре" показался доступнее, понятнее и гораздо ближе.
Константин Хабенский о роли в фильме "Географ пропил глобус":
- Мой герой живет своей жизнью. Какой - не берусь сказать. Мы отталкивались от того сюжета, который предлагал нам автор Алексей Иванов. Но это явный поиск, попытка сохранения своего собственного мира в противовес всему остальному. Служкин - какая-то белая ворона. Не хочется быть очень пафосным, но мне он близок тем, что я, наверное, тоже какая-то белая ворона. На этом мы и сошлись.
Александр Велединский, режиссер, сценарист фильма "Географ глобус пропил":
- У Алексея Иванова образ Служкина, которого сыграл Константин Хабенский, очень архетипичен. Наша страна на девяносто процентов состоит из белых ворон. Мы шли на ощупь, во многом интуитивно. А то, что он жизнеспособный, я бы даже сказал страшно позитивный человек, это факт. И это не тот позитивчик, который сейчас хотят многие от нас, а именно позитив в истинном смысле слова... Потому что мы все, кто делал картину, а у меня была потрясающая команда, - мы просто эту жизнь любим, и все.
Алексей Федорченко, режиссер фильма "Небесные жены луговых мари":
- Мы работаем не с чистым мифом. Уже не первый фильм мы работаем с реальной жизнью, и делаем из нее миф. Это большая разница. Самый кайф - это создать новую реальность из того, что есть. Мы делаем сказки на документальной основе. Поэтому очень гармонично в фильм вписываются и люди, которые обитают в этом документальном мире. Работать с ними для меня не составляет никакой сложности. Наоборот, мне очень нравится это делать. Заставить не играть актера сложнее, чем играть не актера...
Гран-при - "Географ глобус пропил", реж. - Александр Велединский.
Лучшая режиссура - "Труба", реж. - Виталий Манский.
Лучший сценарий, приз им. Г. Горина - "Небесные жены луговых мари", сценарист - Денис Осокин.
Лучшая мужская роль - Константин Хабенский ("Географ глобус пропил").
Лучшая женская роль - Юлия Ауг ("Интимные места").
Лучший дебют - "Интимные места", режиссеры - Наталья Меркулова и Алексей Чупов.
Лучшая операторская работа - Шандор Беркеши ("Небесные жены луговых мари").
Приз им. М. Таривердиева "За лучшую музыку к фильму" - Алексей П. Зубарев ("Географ глобус пропил").
Специальный диплом жюри - мужскому ансамблю молодых актеров в фильме "Жажда".
Приз жюри кинопрокатчиков - "Географ глобус пропил".
Приз зрительских симпатий победителю программы "Кино на площади" "Легенда N 17"