При этом Франция входит в число важнейших источников иностранных капиталовложений в нашей стране. Российские прямые инвестиции во Франции намного меньше, но все же их объем заметен. Более того, новый президент Пятой республики Франсуа Олланд во время февральского визита в Москву подчеркнул важность улучшения отношения во Франции к российским инвесторам.
Впереди лишь ФРГ
По данным ЦБ РФ, к началу 2012 года накопленные в России прямые иностранные инвестиции достигли 455,9 млрд долларов, а за 2012 год их нетто-приток составил 51,4 млрд долларов. Вместе с тем хорошо известно, что большую долю в структуре этих капиталовложений занимают офшоры. Например, аккумулированный объем прямых инвестиций с Кипра к началу 2012 года составлял 128,8 млрд долларов, а в 2012 году увеличился еще на 3,3 млрд долларов. Непропорционально большую роль играют и близлежащие к России малые страны в силу так называемого эффекта соседства - прежде всего Швеция и Финляндия. Однако если мы возьмем только страны G20, то обнаружится несомненное лидерство двух государств - Германии и Франции (см. диаграмму). Они заметно опережают таких известных экспортеров капитала, как США, Великобритания и Япония, не говоря об остальных государствах (фирмы из некоторых стран в России вообще не вложили сколько-нибудь значимых средств).
По сведениям ЦБ РФ, французские прямые инвестиции в России приближаются к 17 млрд долларов. Пул основных игроков сложился достаточно давно. В топливно-энергетической сфере лидирует Total, в машиностроении - Renault, в промышленности стройматериалов - Saint-Gobain и Lafarge, в торговле - Auchan, в банковском бизнесе - Socie'te' Ge'ne'rale. Вместе с тем это не значит, что в Россию не приходят другие французские инвесторы. Так, Renault запустил производство автомобилей в России еще в конце 1990-х годов, а потом к вложениям в столичное предприятие добавились инвестиции в "АвтоВАЗ". Однако затем уже в Калугу пришел Peugeot-Citroёn, который в 2010 году в партнерстве с японской Mitsubishi (ей принадлежит 30%) запустил отверточное производство. Во второй половине прошлого года, когда инвестиции в калужский проект превысили 600 млн долларов (что даже больше вложений Renault за 15 лет работы на "Автофрамосе"), на заводе появилась сборка полного цикла - со сваркой и окраской.
В российском химическом комплексе долгое время среди французских инвесторов лидировал производитель шин Michelin. Однако инвестиции в его подмосковный завод, как и в случае фармацевтического предприятия Servier в Московской области, не дотягивали до 100 млн долларов. Теперь же начато строительство совместного производства акриламида компаниями "ЛУКОЙЛ" и SNF на базе "Саратоворгсинтез". Оно привлечет в ближайшие три года более 170 млн долларов, обеспечив выпуск столь важного химиката для повышения нефтеотдачи скважин.
И все-таки самые впечатляющие темпы роста французских инвестиций в России связаны с сетевым ритейлером Auchan. Первые два гипермаркета были им открыты в Москве в 2002 г. Спустя 10 с небольшим лет Auchan присутствует уже в 24 городах. При этом в 2011 году число торговых центров за пределами столицы превысило количество магазинов разных форматов Auchan в Москве. Французский концерн - лидер среди всех подконтрольных иностранным инвесторам компаний в России по объему выручки. Торговая сеть знаменитого семейного концерна представлена 58 крупными объектами - в основном гипермаркетами "Ашан" и "Ашан Сити", а также магазинами "Ашан Сад" и гипермаркетами "Наша Радуга".
Российские ТНК ведут себя скромно
Накопленные во Франции российские прямые инвестиции на порядок меньше. В 2012 году они впервые превысили 2 млрд долларов. Значительный объем капиталовложений по-прежнему связан с приобретением нашими соотечественниками недвижимости. Вместе с тем в условиях экономического кризиса поток инвестиций россиян в квартиры и роскошные особняки на Лазурном берегу, в Альпах или в Париже несколько сократился. Что касается ведущих российских ТНК, лишь несколько из них обзавелись производственными активами во Франции.
Особенно выделяются российские сталелитейные компании. В частности, у "НЛМК" в зарубежной Европе действуют шесть заводов двух дивизионов - по выпуску плоского проката и толстого листа. При этом два из трех предприятий по производству плоского проката сосредоточены во Франции, где действует также сеть сервисных центров. Так, с бельгийского завода NLMK La Louvie're мощностью 2,4 млн тонн горячекатаного проката существенная часть продукции идет не конечному потребителю, а дальше по производственной цепочке во французский NLMK Coating для производства широкого сортамента холоднокатаной продукции без покрытий и электрооцинкованной стали. Вторым получателем служит NLMK Strasbourg, где выпускается оцинкованный прокат и прокат с полимерными покрытиями.
Все названные активы "НЛМК" получила в совместное управление, создав в 2006 году холдинговую компанию SIF в Люксембурге. Однако лишь в 2011 году, благодаря значительным инвестициям "НЛМК" добилась 100%-ного контроля. Напротив, до того лидировавшая среди металлургических российских ТНК в ЕС "Северсталь" постепенно теряет свое присутствие. Ее европейская дочерняя компания Lucchini, признанная в начале 2013 года банкротом, имела производственные активы не только в Италии, но и Франции - четыре электрометаллургических завода и два сервисных центра Ascometal в разных департаментах. Формально "Северсталь" уже в 2011 году владела только 49%, но остальные акции по-прежнему контролировал Алексей Мордашов.
Другие крупные российские ТНК в основном нацелены на осуществление небольших прямых инвестиций во Франции, содействующих сбыту их продукции. Среди наиболее заметных дочерних структур можно выделить компании "Газпрома" и "Мечела". В 2012 г. в прессе активно обсуждалась возможность приобретения компанией "ЛУКОЙЛ" небольшой сети АЗС во Франции. В некоторых случаях для более масштабного присутствия действительно создавались барьеры - достаточно вспомнить попытку российской стороны войти в число активных участников европейского аэрокосмического гиганта EADS.
Вместе с тем во многих других странах ЕС (прежде всего Италии, реже Германии и скандинавских государствах) российские инвесторы стремятся установить контроль над компаниями с передовыми технологиями, например в машиностроении, с целью их трансферта в Россию для модернизации отечественного производства. К сожалению, в случае Франции вся "местная специфика" пока ограничилась покупкой ряда винодельческих предприятий накануне мирового кризиса. Однако наличие довольно интенсивных технологических связей российских и французских компаний (ведь строительство кораблей-вертолетоносцев "Мистраль" - это лишь верхушка айсберга) вселяет надежду, что в ближайшие годы структура российских прямых инвестиций во Франции начнет меняться. Тем более что французская сторона дает сигналы о том, что к россиянам прекратят относиться предвзято.