10.06.2013 15:30
Власть

Глава свердловского Уставного суда рассказал о защите прав

Текст:  Дарья Кезина (Свердловская область)
За последние три года число свердловчан, обратившихся за защитой своих прав в Уставный суд Свердловской области, выросло в несколько раз. Об этом рассказал "РГ" председатель суда Вадим Пантелеев.
Читать на сайте RG.RU

Уставной суд работает в Свердловской области 15 лет. За это время он рассмотрел множество дел, в результате чего граждане смогли отстоять свои конституционные права и интересы, оспорить незаконные решения местных властей. Например, в "копилке" последних постановлений суда - защита жителей дома, попавшего в зону многоэтажной застройки, признание незаконной перепланировки одного из поселков, затеянную местными властями, восстановление социальных - пенсионных, жилищных и других - прав. Наконец, именно Уставный суд Свердловской области в 2010 году своим решением сохранил статус памятника за земельным участком, на котором были найдены тела семьи Романовых.

Вадим Юрьевич, в каких случаях надо искать защиту в Уставном суде?

Вадим Пантелеев: Любой житель Свердловской области, считающий, что его права нарушаются тем или иным нормативным актом, может обратиться в Уставный суд с запросом о проверке спорного акта на соответствие Уставу Свердловской области. Можно сказать, что Уставный суд представляет аналог российского Конституционного суда, только действует на региональном уровне. Устав Свердловской области принят в развитие Конституции и расширяет права граждан. Наша позиция такова, что человек, обращающийся в суд в надежде на защиту, не должен доказывать, что его право нарушено. Задача суда - рассмотреть вопрос всесторонне и доказать, есть или нет нарушение. Неслучайно президент страны на VIII Всероссийском съезде судей напомнил, что основная задача судебной системы - защита прав и интересов граждан. Об этом и говорят и статьи 2, 18, 46 Конституции РФ.

Например, сегодня на всех уровнях мы декларируем поддержку материнства и детства. Но порой слова и действия чиновников расходятся. Приведу недавний пример. Молодая женщина с тремя детьми попадала в ипотечную программу поддержки многодетных семей, согласно которой примерно 40 процентов от суммы процентной ставки ей должны были компенсировать за счет бюджетного финансирования. Она приходит к чиновникам и уточняет: "Сейчас я жду четвертого ребенка, не выпадаю ли я из программы, все хорошо?" Ей отвечают: "Да-да". Рожает четвертого ребенка, а затем в администрации ей говорят: "Мы вам ничего выплачивать не будем!" Так просто, без каких-либо оснований. Она идет в фонд жилищного строительства при областном правительстве, где от юриста также слышит ничем не мотивированный отказ. Не поддержал женщину в вопросе защиты ее законных прав и районный суд. После этого она обратилась к нам, и только здесь ее права восстановили: налицо было нарушение Конституции РФ и областного Устава.

Процессы Уставного суда проходят публично. Присутствовавшим на слушаниях представителям областного правительства и муниципальной власти стало явно стыдно за свои недоработки, и это хорошо. Чиновники вынудили женщину с маленькими детьми бегать по должностным лицам и отстаивать явно положенное ей по закону право. Что тому причиной - халатность, или просто невнимание к нуждам простых граждан?.. Неслучайно областной суд за два дня до нашего постановления все же отменил решение районного суда.

Чем еще отличается ваше судопроизводство от других судов?

Вадим Пантелеев: Отличий несколько. Когда гражданин обращается с жалобой на нарушенные права, и, - обратите внимание! - называет конкретный нормативный акт, ставший предметом спора, сначала судья определяет: действительно ли право нарушено? Если да, - судья проводит собственное исследование по делу и сам собирает необходимые документы, экспертизы, доказательства, запрашивает отзывы органов, принявших оспариваемый нормативный акт. На это уходит примерно два месяца. Затем выносит собранные материалы на обсуждение коллегии судей (не менее четырех). Еще одной особенностью является публичное рассмотрение обращения судом. Таким образом, риски состязательности в уставном судопроизводстве сведены к минимуму: безусловно, каждая сторона может обосновывать и доказывать свою правоту, но если гражданин не привел каких-либо аргументов, это еще не значит, что он проиграет дело. И только после публичного заседания с участием всех заинтересованных сторон коллегия судей выносит решение по делу.

И, исходя из этих процессуальных особенностей, в год суд рассматривает около 20 таких дел.

Кто может искать защиту в Уставном суде?

Вадим Пантелеев: К нам могут обращаться органы власти и должностные лица (губернатор, руководители законодательное собрание, прокурор Свердловской области и многие другие), а также граждане, чьи права нарушены областным или муниципальным нормативным актом.

Уставный суд рассматривает вопросы соответствия областных законов и иных правовых актов Уставу Свердловской области, осуществляет его толкование. Мы можем проверить любой нормативный акт регионального или муниципального уровня, однако при обращении гражданину необходимо учитывать, что оспариваемый им документ должен каким-либо образом нарушать его права или законные интересы. Свердловчанину необязательно предварительно обращаться в другие суды, достаточно самого факта нарушения его прав областным или муниципальным актом.

Процедура подачи запроса в Уставный суд достаточно проста. Он может быть передан лично заявителем (или его представителем). Специальный сотрудник отвечает за прием обращений, консультирует граждан. Поэтому, если человек не может надлежащим образом оформить запрос, его не отсылают к адвокатам, а оказывают необходимую юридическую помощь. Запросы можно также направлять и в электронной форме.

В отличие от судов общей юрисдикции, Уставный суд рассматривает не исковые заявления, а запросы, требования к которым определены областным законом. В них заявитель обязательно указывает: точное название, номер, дату принятия и источники официального опубликования оспариваемого акта; наименование и адрес субъекта права, принявшего этот акт, а также свою позиция по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылками на соответствующие нормы Устава Свердловской области.

Вадим Юрьевич, Уставному суду Свердловской области исполнилось 15 лет. Какие итоги его деятельности можно подвести?

Вадим Пантелеев: Наши решения затрагивают и могут затронуть права и свободы каждого жителя Свердловской области. За весь период работы Уставного суда рассмотрено 182 запроса граждан, их объединений, органов власти. Около половины обращений были связаны с нарушением социально-экономических прав. По 33 запросам были вынесены определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Из 96 оспоренных актов 54 были признаны частично или полностью не соответствующими Уставу, то есть 56 процентов всех итоговых решений подтвердили нарушение права гражданина. Кроме того, за последние 3 года еще 168 обращений поступило по уже принятым решениям. Следует отметить, что в соответствии с законодательством Уставный суд вправе осуществлять толкование Устава Свердловской области. За время работы суда было дано 4 толкования.

По нашему анализу около 60 процентов муниципальных нормативных актов у нас в той или иной мере не соответствуют Конституции или Уставу области. И это огромный пласт работы для региональной конституционной юстиции.

Защищая интересы граждан, Уставный суд порой принимает решения, которые не нравятся местным властям. Часто ли суд испытывает давление?

Вадим Пантелеев: Любое давление на судебные органы запрещено и преследуется уголовным кодексом. Решение Уставного суда действительно является окончательным и может быть пересмотрено только самим Уставным судом. Возбудить судебное дело о пересмотре решения могут губернатор, Законодательное собрание, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка Свердловской области. За всю 15-летнюю историю Уставного суда дела о пересмотре его решений возбуждались дважды (один раз губернатором, другой Законодательным собранием). В обоих случаях решение суда о признании акта неконституционным осталось неизменным.

Во многих ли регионах РФ есть Уставные суды?

Вадим Пантелеев: Уставные и Конституционные суды субъектов тоже функционируют относительно недолго. На сегодняшний день уже в 60 субъектах принято законодательство о конституционных (уставных) судах, создана возможность для их формирования. В 18 субъектах РФ конституционные и уставные суды уже действуют. Этот институт продолжает развиваться. Так не далее как в прошлом году был создан Уставный суд в Челябинской области. На проходившем в конце 2012 года VIII Всероссийском съезде судей Российской Федерации было решено и дальше развивать конституционное (уставное) судопроизводство.

Причин медленного развития региональной конституционной юстиции несколько. Главная - это общая неготовность регионов субъекта к появлению нового государственного органа, а также - отсутствие в регионах квалифицированных конституционалистов, дотационность некоторых субъектов Федерации и невысокий уровень правового просвещения населения. В Екатеринбурге мощнейшая юридическая школа, в том числе и кафедра конституционного права, но таких сильных научных центров по России всего два-три.

Сегодня в России очень остро стоит проблема с неисполнением судебных решений. А сталкиваетесь ли с этим вы?

Вадим Пантелеев: На VIII Всероссийском съезде судей была озвучена проблема исполнения решений судов (процент исполнения не превышает 30 процентов). Статистика Уставного суда в этом контексте смотрится гораздо лучше, имеются лишь единичные факты исполнения решений не в полном объеме. Дело в том, что постановления и определения Уставного суда адресованы органам власти и должностным лицам, принявшим не соответствующий Уставу Свердловской области акт. Исполнение решения суда происходит путем внесения соответствующих изменений. За все годы работы Уставного суда ни одно его решение не было проигнорировано, и все дисквалифицированные акты были либо отменены, либо изменены.

Насколько свердловчане знакомы с Уставом области, с Уставным судом? И что вы делаете для того, чтобы популяризировать конституционное право в нашем регионе?

Вадим Пантелеев: Хотя поводом для рассмотрения нами подавляющего большинства дел стали именно обращения граждан, говорить о том, что все свердловчане достаточно осведомлены об Уставном суде, конечно, преждевременно. Нужно время, чтобы сложилась прослойка юристов, специализирующихся на конституционном процессе, а не пытающихся распространить на него имеющиеся знания о гражданском судопроизводстве. В юридической среде не сложилось должного отношения к региональной конституционной юстиции.

Мы стараемся информировать жителей о возможностях защиты их прав Уставным судом, размещаем необходимую информацию не только на официальном сайте, но и иных интернет-площадках, проводим тематические научные и образовательные мероприятия, судьи регулярно встречаются со студентами всех ведущих юридических вузов города. Студенты посещают открытые заседания Уставного суда, могут моделировать конституционное судопроизводство в ходе обучающих игр, в здании суда оборудована учебная аудитория, где сотрудники филиала кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии проводят занятия и экскурсии для студентов и школьников. В рамках популяризации системы права мы принимаем не менее 200 делегаций учащихся в год, в том числе ребят из неблагополучных семей и т.д.

Раз Устав региона принят в развитие Конституции, есть ли в нем дополнительные права, не прописанные в основном законе?

Вадим Пантелеев: Да, конечно. Например, 95 статья Устава обязывает органы государственной власти субъекта принимать меры по защите прав инвесторов. Государственные органы обязаны обеспечивать экономическую свободу и конкуренцию и осуществлять антимонопольное регулирование. А 96 статья защищает интересы предпринимателей в социально значимых сферах и потребителей, а также поддерживает общественную деятельность по защите их прав. Подобная норма есть в уставах еще двух субъектов - Татарстана и Оренбургской области.

Кстати, можно отметить, что пока в России защита прав потребителей понимается однобоко - как оказание им юридических услуг в сфере защиты прав. Однако если обратиться к резолюциям ООН от 1985 и 1999 годов, а также Хартии Совета Европы, то мы увидим, что в этих документах проблема защиты потребителей отнесена к основным правам и свободам. Например, один из пунктов резолюции говорит о недопустимости навязывания потребителю типовых договоров. Иначе в безапелляционном порядке по законам большинства западных стран его отменят. В США в каждом штате этим занимаются около 30 прокуроров.

Мы к этому пока только стремимся. В сфере того же банковского кредитования и услуг из-за навязывания типовых договоров сплошь и рядом нарушаются права клиентов, а выигранных дел по России - единицы. То же происходит в сфере ЖКХ и электроэнергетики. В обществах защиты прав потребителей нам обычно помогают написать заявление и найти платного адвоката для защиты прав в суде. А международные нормы говорят совсем о другом - должна быть государственная охрана этих прав. Потребитель считается "особо слабым субъектом" и не может наравне состязаться в суде с какой-нибудь корпорацией. И замечательно, что в нашем Уставе содержатся положения о защите прав и законных интересов потребителя. Поэтому государство встает на его сторону. Какой должна быть административная юстиция? Гражданин приходит и жалуется, что его право нарушено. А госорганы собирают все необходимые документы и защищают его права.

Запад часто ругает Россию за недостаточную демократичность. А как, Вы считаете, в реальности обстоит дело?

Вадим Пантелеев: Приведу наглядный пример. Когда я встречался с делегацией преподавателей и студентов Парижского университета, один юноша удивился: "Мы, простые граждане Франции, по закону не можем попасть в Конституционный совет своей страны. А здесь председатель суда нас принял и отвечает на наши вопросы!"

Наверное, не стоит нам недооценивать свою страну. В этом году Конституции РФ исполняется 20 лет. Произошли существенные политические, социальные и экономические преобразования, но демократический потенциал Основного закона сохранился, более того, Конституция России доказала свою эффективность.

Биография

Вадим Юрьевич Пантелеев - Председатель Уставного суда Свердловской области. Родился в городе Асбесте в 1961 году. Образование - высшее юридическое, высшее техническое. Кандидат юридических наук, доцент.

Более 25 лет работал на руководящих должностях в правоохранительных органах. Занимался вопросами обеспечения общественной и экономической безопасности региона, внедрением передовых форм и методов борьбы с правонарушениями. Автор более 40 научных работ и большого количества учебных и методических материалов. Имеет более 20 государственных и ведомственных медалей и других наград.

Избран на должность судьи Уставного суда Свердловской области 1 июля 2010 года.

Женат, воспитывает четырех детей.

На заметку

График работы Уставного суда: рабочие дни, с 09:00 до 18:00.

Адрес: Екатеринбург, ул. Пушкина, 19, телефон: +7 (343) 217-86-77

Электронная почта для обращений - ustav-court@mail.ur.ru

Судебная система Свердловская область Урал и Западная Сибирь