Большинство россиян, не имеющих собственного бизнеса, не планируют обзаводиться им и в будущем - таких 72% (65% в 2011 году). Планируют заняться предпринимательством 16% (два года назад - 20%), в основном это 18-24-летние жители городов-миллионников. 7% респондентов в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и лишь у 1% есть свое дело. При этом почти половина опрошенных, имеющих опыт предпринимательской деятельности, оценивают его как удовлетворительный (в основном люди в возрасте 25-44 лет), а чуть больше трети свои попытки стать предпринимателями назвали неудачными (большинство из них - респонденты старше 45 лет).
- То, что негативных оценок предпринимательского климата больше среди жителей малых населенных пунктов, а также старшего поколения, вполне объяснимо, - считает генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Бизнес в основном сконцентрирован в крупных городах, там больший процент людей, имеющих опыт предпринимательской деятельности и, соответственно, понимающих, что вообще представляет из себя этот род занятий. С другой стороны, в крупных городах часто и бизнес - крупный, а для его развития сегодня существует гораздо меньше препятствий, чем для бизнеса среднего и малого. Жители же маленьких городов и сел, если и имеют бизнес, то мелкий, и поэтому на собственном опыте сталкиваются с множеством барьеров.
Самый главный из них, по мнению Пятенко, это постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка. Эксперт отметил, что если говорить в целом о том, что препятствует развитию бизнеса в стране, то эти факторы в последние годы практически не изменились - административное давление, коррупция, плохой инвестиционный климат, нехватка финансовых ресурсов и т.д.
ВЦИОМ также представил результаты мониторинга социальных медиа, проведенного агентством "Социальные сети". 77% сообщений нейтрально оценивают возможности для открытия и развития малого предпринимательства, негативные суждения высказывают 19% пользователей соцсетей, 4% сообщений - позитивные.