11.06.2013 00:40
Экономика

На продукцию, имеющую социальное значение, введут регулируемые тарифы

Регулируемые тарифы вводятся на продукцию, имеющую социальное значение
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №22 (900)
На III Всероссийской конференции по проблемам государственной ценовой и тарифной политики в РФ была представлена концепция законопроекта "О ценах и ценообразовании в РФ".
Читать на сайте RG.RU

Закон создает правовую базу для осуществления государственной ценовой политики, направленной на дальнейшее развитие рыночных отношений. Он обеспечивает единство подхода к методам и порядку формирования, применения и регулирования цен.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отметил, что прозрачная система установления цен и тарифов необходима в условиях формирования единого экономического пространства и работы в рамках ВТО: "При свободном рыночном ценообразовании недопустимо избыточное регулирование. Но сейчас государство несет необоснованные риски - рост тарифов отрицательно сказывается на конкуренции, повышает социальную напряженность в стране, закрепляет сырьевую ориентацию экономики страны".

По мнению Сергея Катырина, государственная ценовая политика должна соответствовать главным целям социальной стратегии государства и способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики:

- Цены - не только инструмент баланса спроса и предложения, но и инструмент, способствующий модернизации промышленности. Одна из главных целей - недопущение получения избыточного дохода субъектами экономической деятельности за счет занимаемого ими монополистического положения. Также мы предлагаем повысить размер санкций за ценовой сговор. Для обеспечения системного подхода к ценообразованию необходимо внести изменения в действующее законодательство, разработать и принять закон "О ценах и ценообразовании". Должно быть законодательно закреплено, что ценообразование в монопольном секторе регулируется жесткими государственными механизмами.

Закон должен определить основные виды цен. Регулируемые цены вводятся на продукцию, имеющую существенное экономическое и социальное значение и производимую субъектами, которые занимают монопольное положение на рынке. А контролируемые цены могут вводиться на товарных рынках с недостаточным уровнем конкуренции на ту продукцию, которая оказывает значительное влияние на общий уровень и динамику цен.

Первый зампред Совета Федерации Александр Торшин отметил, что хотя рыночные отношения - мощнейший инструмент в регулировании цен, он не решает всех вопросов:

- Госрегулирование необходимо. Нужно такое вдохновляющее законодательство, которое бы двигало вперед эффективных промышленников.

Инфляция сегодня зависит в большей степени от издержек, связанных с ростом тарифов на первичное сырье и энергоносители. Такого мнения придерживается первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева:

- С 2000 года цены выросли в четыре раза, а тарифы естественных монополий и ЖКХ в 18 раз. Если бы инфляция определялась бюджетными расходами, то ее всплеск был бы в декабре, но он происходит в январе и составляет 20-39% от всей общегодовой инфляции.

По мнению Оксаны Дмитриевой, решением этой проблемы может стать замораживание тарифов естественных монополий и ЖКХ до той степени, чтобы они не превышали установленный индекс инфляции в 6,5%. А далее формирование себестоимости и издержек должно идти в рамках определенных границ.

- Также необходимо отрегулировать формирование госзаказа и федеральной контрактной системы. Главным критерием всех тендеров должно быть снижение стоимости контракта, но это мешает исполнителю, подрядчику вместе с заказчиком увеличивать проектно-сметную стоимость заказа. За эту мошенническую схему никто ни разу не понес ответственности. Механизм госзакупок и контроля нуждается в корректировке, потому что он работает не на снижение цены, а на повышение стоимости тех продуктов и работ, которые закупаются государством, - добавила Оксана Дмитриева.

Участники конференции отметили, что сложившаяся сейчас в России практика ценообразования носит фрагментированный и несистемный характер, что отрицательно сказывается на возможностях расширения воспроизводства в экономике. В экономической сфере госполитика должна быть сориентирована на стимулирование развития отраслей научно-технического прогресса, процессов модернизации, рост производительности труда и конкурентоспособности отечественных производителей.

Исполняющий обязанности декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан отметил, что для формирования эффективного механизма ценообразования важно взаимодействие предпринимателей и регуляторов:

- У регуляторов всегда есть свои обстоятельства, интересы. Нужно понять, как повлияют предложения бизнеса на госаппарат. Для результативной работы необходимо сближение позиций властей и бизнеса. Идеологическая развилка политики ценообразования понятна: если ее менять, это может привести к диспропорции и спекуляции. Но если ничего не менять, то это способствует дальнейшему существованию монополий и уже существующей диспропорции. Поэтому ограничения в отношении монополий нужно оценивать. Для принятия решений необходима институциональная среда.

Товары и цены