"Это особенно важно при реализации финансовоемких проектов, например, таких как северный завоз, когда за два-три месяца навигации необходимо привезти почти годовой запас продуктов питания, топлива и других необходимых для жизнедеятельности региона грузов\", -- отметил он.
По словам исполнительного директора АФК Дмитрия Шевченко, с точки зрения рынка факторинга главное преимущество в сотрудничестве с госсектором заключается в росте оборотов, количества клиентов, использующих факторинг при исполнении госзаказа, и увеличении совокупного факторингового портфеля. В 2012 году АФК провела опрос участников рынка факторинга, и результаты показали, что сами факторы готовы оказывать поддержку поставщикам и подрядчикам государства и муниципалитетов. Однако для этого необходимо создание понятных и прозрачных механизмов взаимодействия, внесение изменений и уточнений в законодательство, четкая регламентация действий госзаказчика при уступке денежного требования в рамках главы 43 Гражданского кодекса. Как считает Шевченко, реализация этих мер позволит увеличить объем российского рынка факторинга в два-три раза.
- Финансирование предпринимателей, занимающихся снабжением или обслуживанием субъектов Российской Федерации, - это, с одной стороны, очень удобный и действенный инструмент поддержки компаний, в клиентском портфеле которых присутствуют бюджетные структуры, - отметил коммерческий директор НФК Корнелиу Робу. - С другой - новый клиентский сегмент для рынка факторинга и, соответственно, источник роста бизнеса факторинговых компаний. Однако порядок работы с ним не должен каким-то образом отличаться от того, когда в роли дебитора выступают негосударственные структуры. Иными словами, бюджетные организации должны будут также подписывать уведомления, соглашаться на проведение мероприятий, связанных с проверкой действительности прав денежного требования, и в конце концов рассчитываться с факторинговой компанией или банком за те товары или услуги, которые они ранее получили от коммерческих организаций.
Робу подчеркнул, что это должны быть рыночные отношения без поправки на то, что плательщиком выступает структура, полностью финансируемая из государственного бюджета. Он добавил, что благодаря финансовой поддержке факторов бизнес получает возможность работать с бюджетными организациями, исключив основной риск, присущий этой категории клиентов, - непредсказуемость сроков оплаты.
Вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов назвал факторинг для госсектора сегментом, \"аппетитным для работы любого российского фактора\". При этом он обратил внимание на определенные сдерживающие барьеры. \"В первую очередь, конечно, это незащищенность финансового сектора от неисполнения обязательств структурами, которые осуществляют госзакупки. У нас есть сделки в этом сегменте, но они единичные и носят разовый характер. Полноценно развивать это направление сейчас достаточно тяжело\", - сказал Носов.
Директор департамента факторинга банка \"Петрокоммерц\" Кирилл Покровский подчеркнул, что возможность реализации факторинга по государственным контрактам способна существенно увеличить объемы рынка. Гораздо легче станет и поставщикам и исполнителям контрактов - большая часть проблем с финансированием будет решена. При факторинге значительно повышается прозрачность деятельности, поскольку финансируются только безналичные операции, а также факторы тщательно отслеживают репутацию своих клиентов и совпадение балансовых показателей с реальными объемами бизнеса. \"Иными словами, сегмент очень интересный. Снятие ограничений на факторинг в нем пойдет всем только на пользу\", - заключил эксперт.
По оценкам АФК, к 2018 году оборот рынка факторинга может вырасти до 10 трлн руб. (1,4 трлн по итогам прошлого года). При сохранении текущего объема госзакупок доля факторинга для госсектора может составить 20% оборота рынка факторинга, или 2 трлн рублей.