"Мне удалось полюбить эту профессию, хотя в советские времена ею трудно было гордиться"
С какой идеей, кроме коммерческой, вы начинали свой бизнес?
Муслима Латыпова: Я могла бы красиво ответить на этот вопрос. Типа: "Супермаркет домашней еды я решила создать, чтобы освободить женщину от рабства на кухне". В принципе, так оно и есть. Но, честно сказать, я никогда глубоко не задумывалась, для чего мне это нужно. Я с детства была связана с торговлей, потому что мама там работала и папа к торговле был причастен. Я слышала их профессиональные разговоры и твердо знала, что, кроме торговли, нигде работать не буду, хотя родители пытались сделать все, чтобы я не оказалась в этой системе. Но торговый опыт и знания родителей, повседневное общение с ними на профессиональные темы дали свои результаты. Мне удалось полюбить эту профессию, хотя в советские времена ею трудно было гордиться. Но что правда, то правда: работнику торговли легче жилось, чем другим. Ты сидел на дефиците и благодаря ему мог решать свои вопросы.
Где именно работали родители?
Муслима Латыпова: Мама заведовала продовольственным магазином, а папа трудился на базе, был там рядовым рабочим. Я же в молодости была руководителем торгового куста "Уралгаз", потом приехала в Казань, работала директором столовой, продавцом в промтоварном магазине. Начинала с низов и всю свою работу знаю изнутри.
Вам оказывали "знаки уважения"?
Муслима Латыпова: Еще бы! На этом вся профессия держалась. Я работала директором торгового куста, в моем распоряжении находились столовые, кафе, ресторанчик, складские помещения, продовольственный магазин... В этом смысле я была очень уважаемым человеком. Помню случай: у председателя сельсовета дочь выходила замуж, в качестве приданого требовался ковер, и я ему по блату этот ковер "устроила". А он мне по блату "сделал" "Жигули". Такое тогда было время.
"Я потом губадью целый год не могла есть - переела во время дегустации"
С чего вы начали ваш бизнес?
Муслима Латыпова: Я живу сегодняшним днем, редко ухожу в воспоминания, больше думаю о будущем. Но если начать вспоминать... В 1991 году я стала заниматься оптовой торговлей, а в 1998-м взяла в аренду магазин. Это был бывший советский магазин, площадью 1400 квадратных метров, постройки 1968 года. Требовались огромные вложения в реконструкцию. Но в то время арендные отношения выстраивались лишь на один год. Вкладывать деньги в реконструкцию на год арендных отношений? Это был страшный риск. Более того, в тот год случился дефолт. Тем не менее первый "Бахетле" удалось открыть.
Он сразу был задуман как супермаркет домашней еды?
Муслима Латыпова: Да.
Эта ниша в ту пору была свободна или вы вступили с кем-то в конкуренцию?
Муслима Латыпова: Она была абсолютно свободна. К тому же я не люблю сама готовить, поэтому, собственно, и возникла идея создать магазин домашней готовой еды.
Разве не таким магазином была незабвенная советская "Кулинария"?
Муслима Латыпова: В пирогах из "Кулинарии" начинка занимала процентов десять, все остальное - тесто. А у нас в "Бахетле" - наоборот. Когда у меня созрела эта идея, я принялась искать специалиста, который смог бы обеспечить нашим продуктам высокое качество. И такого специалиста я нашла. Мы не стали придумывать правильную рецептуру, а начали просто с приготовления вкусных домашних пирогов. Мы делали губадью. Это наше национальное блюдо. И мы множество его видов наделали и перепробовали. Я потом губадью целый год не могла есть - переела во время дегустации. Я собирала всех своих помощников, человек десять - продавцов, производственников, людей, независимых от производства... Мы садились и пробовали пироги. И пока все десять человек не скажут: "вкусно", мы этот пирог в работу не пускали. Сперва делали пирог, а потом уже на него составляли калькуляцию. Путь нелегкий, но верный. И пока еще никто не сказал, что в "Бахетле" кормят невкусно.
"Слово "нет" сразу разрывает договорные отношения между покупателем и продавцом"
Сколько магазинов "Бахетле" за пределами Татарстана?
Муслима Латыпова: Восемь в Москве, один в Новосибирске и два в Барнауле. В Новосибирске и Барнауле - по франчайзингу. Многие города просят нас открыть у них "Бахетле". Но мы с большой осторожностью относимся к этим предложениям. Потому что невозможно клонировать качество. Чтобы его достичь, нужны хорошие кадры. Их на рынке очень мало.
А где же вы набирали персонал для первого "Бахетле"? Ведь когда он открылся, еще были свежи воспоминания о ненавязчивом советском сервисе. Как удалось преодолеть инерцию хамства, обсчетов-обвесов?
Муслима Латыпова: Было сложно
И все-таки - как?
Муслима Латыпова: Тот первый мой магазин ранее принадлежал райпищеторгу. Когда я его открывала, глава района потребовал, чтобы я сохранила весь коллектив. Ну что мне оставалось делать? Я собрала людей и провела с ними беседу. Сказала: кто хочет работать, может остаться, но у нас есть корпоративные стандарты, которым все должны соответствовать. Это внешний вид, культура обслуживания, дисциплина, лояльность компании, уважение к потребителю. Потребитель, сказала я, - самое главное лицо в нашей компании. Нет потребителя - нет компании. И еще: забудьте слово "нет". Оно никогда не должно звучать в торговом зале. На любой вопрос потребителя нужно давать ответ. "Нет" - это не ответ. Слово "нет" сразу разрывает договорные отношения между покупателем и продавцом, потребитель теряет интерес к магазину. Я внушала своим сотрудникам, что если они будут исполнять корпоративные стандарты, то любой из них сможет работать в "Бахетле". Кстати, многие, пришедшие к нам из советской торговли, работают и сегодня.
А обязательства работодателя перед персоналом вы как сформулировали?
Муслима Латыпова: Я побеседовала с каждым претендентом. Говорила: я предоставляю вам рабочее место, обязуюсь ежемесячно и вовремя платить зарплату. Если я не исполняю свои обещания, нарушаю договор, вы можете что-то украсть, сделать что-то плохое, и я все равно буду перед вами виновата и не смогу вас ни в чем упрекнуть. Но если вы совершите серьезные нарушения, нам придется распрощаться. Был случай: охранник пресек кражу огурцов. Я вызвала женщину, которая пыталась украсть, и говорю: "Почему ты взяла эти огурцы? Ты получаешь достаточно, ты можешь даже что-то съесть, как делают повара, но воровать-то зачем?" Она: "Ну что я могу сделать? Ведь лежит! Лежит и чуть ли не говорит: забери меня". Я ее уволила по статье "недоверие". Но такие случаи были редки.
Сегодня сотрудников в "Бахетле" вы набираете по-другому?
Муслима Латыпова: Сегодня главный критерий в отборе кадров для "Бахетле" - профессионализм, высокая квалификация. Нас не интересует ни национальность, ни вероисповедание соискателя работы. Мы не смотрим, какого он пола, возраста. Хотя в торговом зале, где требуется физический труд, возраст, конечно, имеет значение. Если же человек нанимается в цех, мы смотрим, какие у него руки. Потому что он будет работать с тестом, и все, что выходит из-под его рук, должно быть по-домашнему вкусно. Разумеется, важно и то, чтобы будущий наш сотрудник был добросовестным, честным, порядочным.
Такие вещи только потом выясняются
Муслима Латыпова: При собеседовании тоже многое видно. Есть современные методики анкетирования, и мы их используем.
Чего вы не прощаете своим сотрудникам?
Муслима Латыпова: Предательства. Я с такими людьми даже не выясняю отношения, я с ними просто расстаюсь
К каким проступкам ваших сотрудников вы готовы отнестись со снисхождением?
Муслима Латыпова: Наверное, к глупости. Кто из нас глупости не совершал? Бывает, не подумав, что-то скажешь или сделаешь. Ничего, это простительно.
"У нас не татарский, а татарстанский магазин"
В "Бахетле" продается элеш, эчпочмак, губадья, азу, другие блюда татарской кухни. Открывая магазины в Москве, Новосибирске, Барнауле, Балашихе, других городах России, ставите ли вы задачу, помимо развития своего бизнеса, пропагандировать татарскую национальную культуру?
Муслима Латыпова: Специально такая задача не ставится, но если кто-то, придя в "Бахетле", купит и попробует блюда татарской кухни, то мы можем этому только порадоваться. А вообще мы не сводим ассортимент к сугубо татарской кулинарии. Я и сама с детства не привыкла ограничиваться национальной едой. Мама уходила на работу рано, приходила поздно, и мы, четверо детей, выросли на макаронах, щах и домашней лапше, потому что она быстро готовится и очень сытная. Мама готовила, оставляла нам, мы разогревали и ели. Такие национальные продукты, как эчпочмак, мама могла готовить только по праздникам. Она вставала в два-три часа ночи, ставила опару, делала тесто. Что такое эчпочмак? Ингредиенты - картошка, мясо, лук и тесто. Все это в форме треугольника. В Москве эчпочмак - хит продаж. Так же, как и чак-чак - визитная карточка Татарстана. Все остальное я бы к татарской национальной кухне не относила. Мы продаем турецкую пахлаву, у нас есть и грузинские, и армянские, и еврейские блюда. Когда мы открывались в Москве, про нас говорили: "Татарский магазин". Я всегда поправляла: "Не татарский, а татарстанский". А вот название - да, татарское.
"Главное, что люди сыты"
Что представляет собой благотворительный проект "Социальные столовые "Бахетле"? Сколько таких столовых?
Муслима Латыпова: Шесть. Пять из них в Казани и одна в Камских Полянах. Я понимаю, как тяжело людям, которые оказались за чертой бедности. Но когда мы, частная компания, о них заботимся, они думают, что это заботится государство. На днях пришла ко мне эксперт по качеству: "Муслима Хабриевна, в социальных столовых не знают, что это ваш личный проект. Все говорят: это все мэр, это президент". Я говорю: "Пусть говорят, не это главное. Главное, что люди сыты". Там полноценные обеды ежедневно, кроме воскресенья. Полторы тысячи посетителей.
Они кем-то специально отобраны?
Муслима Латыпова: Начиная этот проект, я обратилась к мэру города с просьбой выделить несколько помещений без платы за аренду. Мы сами, сказала, сделаем там ремонт, сами закупим оборудование и продукты, сами будем готовить еду. И моя идея была поддержана городской властью. Что касается посетителей этих столовых, то их отбирают социальные работники мэрии.
"Не готова рисковать ради денег ни здоровьем, ни отношениями"
Что такое успех, по-вашему? Успех не в коммерческом, а в человеческом его измерении.
Муслима Латыпова: Я считаю себя очень счастливым человеком. И думаю так: если ты даже терпел поражения, это еще не значит, что ты безуспешен. Ошибки, неудачи, разочарования - это нормальный путь к успеху.
Вам когда-нибудь выпадал легкий успех?
Муслима Латыпова: Мне кажется, нет. Когда спрашивают, кто были мои учителя, я всегда говорю, что моими учителями были те трудности, которые мне приходилось преодолевать. И вспоминаю слова пророка Мухаммеда: "Врата благосостояния находятся под замком, а ключом к этому замку является труд".
На что вы готовы ради денег, а на что - нет?
Муслима Латыпова: Я готова просто жить, любя жизнь. Но я не готова рисковать ради денег ни здоровьем, ни отношениями.
Вас называют одним из самых состоятельных людей в республике. Быть бедным трудно, а богатым легко?
Муслима Латыпова: Я в данный момент не замужем. И мне сказал один мужчина: "Вы женщина интересная, неглупая, небедная. Почему вы замуж не выходите?" Я, смеясь, ответила: "Знаете, когда мужчины слышат, сколько у меня кредитов, они сразу шарахаются от меня".
На что вы с удовольствием тратите личные деньги?
Муслима Латыпова: Я приобретаю то, что необходимо, а не то, что только нравится. Я трачу много денег на благотворительность, но никогда не даю их наличными, потому что эти деньги могут не дойти до цели, которой предназначены. На днях одна работница обратилась ко мне. У ее ребенка ДЦП, и она попросила денег на лечение. Я знаю на Украине клинику Козявкина, где лечат ДЦП. Лечение там стоит 150 тысяч рублей. Но эти деньги мы нашей сотруднице на руки не дадим - будем сами оплачивать лечение ее ребенка. Я не трачу деньги на то, что мне не нужно. И вообще деньги - не та цель, к которой я иду. Вот если бы деньги обеспечили тебе бессмертие... Но никому еще они бессмертия не обеспечили. Да и нужно ли человеку бессмертие? И нужно ли ему зарабатывать больше, чем требуется? Избыток денег ничего тебе не обещает, кроме тревоги. В советские времена мы жили сначала в частном доме. В нем никогда двери не запирались, но нам от этого не было страшно. А когда купили квартиру, переехали в нее, мне стало плохо спаться по ночам. Какая-то тревога во мне поселилась. А у меня был знакомый обэхээсник. Тогда работнику торговли было положено дружить с обэхээсником. Я ему говорю: "Слушай, у меня какой-то страх, боюсь засыпать, сплю беспокойно". Он говорит: "Как опытный обэхээсник, я могу объяснить, что с тобой происходит. Это у тебя бриллиантовый синдром". Так вот, скажите, зачем мне сегодня подобный синдром?
Ваше любимое детское воспоминание?
Муслима Латыпова: Все воспоминания детства мне одинаково дороги. У нас была большая, сильная, веселая семья. Мы жили безбедно и в достатке. Как теперь понимаю, я с детства имела тягу к предпринимательству. Помню, мама с папой купили брату велосипед и каждый из нас, четверых детей, застолбил за собой право по пятнадцать минут или по полчаса на этом велосипеде кататься. Когда подходила моя очередь, я не каталась. Я за пятнадцать копеек давала прокатиться соседским детям. Мне очень хотелось покататься. Очень. Но мне хотелось и деньги заработать.
История компании "Бахетле" началась в 1991 году с предприятия оптовой торговли продуктами питания. Следующий этап - открытие в декабре 1998 года первого супермаркета в Казани с небольшим производством кулинарных изделий и салатов. Впоследствии он был дополнен кондитерским и мучным цехами.
Сегодня сеть "Бахетле" - это 25 супермаркетов в семи городах России: Казани, Москве, Балашихе, Набережных Челнах, Нижнекамске, по франчайзингу - в Новосибирске и Барнауле. Среди продовольственных товаров в каждом магазине сети имеются отделы кулинарии собственного производства. Кроме того, у "Бахетле" есть производственная база, где централизованно готовят продукты длительного хранения - замороженные пельмени, вареники, копченое мясо, сухую домашнюю лапшу.
"Бахетле" будет кормить спортсменов Универсиады, которая этим летом пройдет в Казани. Питание организуют на территории Деревни Универсиады. Для этого будет выстроена временная конструкция площадью 15 тыс. кв. м, из них 9 тыс. займет обеденный зал, а на 5 тыс. кв. м разместится производственная зона. Одновременно здесь будут обслуживать около 3,7 тыс. человек.