Александр Рыбаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ
Такие перекосы в общественной практике неприемлемы. Государство и бизнес-сообщество должны четко определиться в способах совместных действий, позволяющих устранить тормозящие факторы на пути развития МСП.
- Что надо сделать? Принять новые, более справедливые по отношению к "малышам" законы?
- Законы, конечно, нужны. Но прежде всего нужно скоординировать усилия государства и предпринимательских ассоциаций и преодолеть все заметнее распространяющиеся в среде МСП апатию и желание отказаться от бизнеса. Иначе для кого писать законы? Нужно разогнать "депрессивный туман", обволакивающий малый бизнес. Особенно это важно в отношении молодых и начинающих. Мы еще не до конца осознаем социальную опасность подобного пессимизма.
Нужно поднять с ведомственного на законодательный уровень наши традиционные программы развития МСП, придать им статус ФЦП, рассчитанных как минимум на пять лет, определив основные показатели каждого года. Необходимо при этом предусмотреть, чтобы в течение всего срока действия документов не пересматривались налоговые положения и существующие преференции для отдельных категорий предпринимателей. Так мы смогли бы наконец покончить с шараханьем и бесконечными экспериментами, установить стабильные правила игры. Нам ведь нужен бизнес, который планирует будущее и инвестирует деньги в его достижение. Поэтому очередной приоритетной задачей власти и бизнес-сообщества сегодня следует считать существенное повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов МСП.
- А где они возьмут деньги на эту самую инвестиционную активность?
- Активность возрастет, когда отечественная банковская система начнет нормально кредитовать этот сегмент экономики. Пока же малое и среднее предпринимательство в России испытывает острое, хроническое чувство денежного голода. Микрофинансовые институты со своими очень "короткими" деньгами здесь не помощники.
Для реиндустриализации экономики нужно, по экспертным оценкам, не менее 3-4 трлн руб. заемных ресурсов, и это, естественно, должны быть "длинные" и дешевые деньги. И очень правильно, что недавно отменили дискриминационное положение N 254-П Центробанка, по которому коммерческие финансовые учреждения, кредитуя МСП, направляли половину от суммы займа на пополнение страховых резервов. Издержки перекладывались на заемщиков, что выливалось для них в ставки размером 16-20% (крупный бизнес кредитовался под 12%). Ноту оптимизма внесла и вступающая в июне в должность главы Центробанка Эльвира Набиуллина, которая, отметив слабое ресурсное обеспечение малых и средних компаний, заявила о необходимости предложить для них новые кредитные продукты.
Несомненный интерес представляет для нас и новое явление в инвестиционной поддержке малых инновационных компаний, именуемой краудфандингом, или народным финансированием. Почти 60% американских граждан, имеющих годовой доход не менее 25 тыс. долларов и выше, готовы инвестировать в стартапы на самой ранней стадии их существования. Эксперты объясняют повышенный интерес рядовых американцев к краудфандингу не только большим количеством успешных стартапов, но и надежной защищенностью инвестиций физических лиц на законодательном уровне.
- Реально ли внедрить такую практику в России?
- У нас принципы народного финансирования начинают приживаться пока только применительно к творческим проектам, а технологические стартапы остаются в стороне. ТПП РФ считает эту тему достойной для обсуждения в рамках Открытого правительства. Пример краудфандинговой увлеченности могли бы, кстати, продемонстрировать и наши соотечественники из "золотой обоймы" списка Forbes, и наиболее успешные бизнесвумен. Почему бы им не принести пользу и не поработать на продвижение достойной идеи? Мы готовы обратиться к ним с призывом и надеемся, что к нам присоединятся все ведущие предпринимательские объединения. Поддержать малые инновационные фирмы в самом начале их пути всеми возможными способами - это значит обеспечить инновационное будущее экономики.
Сегодня также крайне важно обновить региональные стратегии социально-экономического развития, которые, как правило, были разработаны еще до кризиса.
- И в чем, по-вашему, должна быть суть обновлений?
- Упор надо делать не на пару-тройку громких мегапроектов, а на создание в регионах множества компактных объектов нового технологического плана, инициируемых малыми и средними компаниями.
Макси-планы на уровне регионов, как показывает опыт, слишком часто приносят мини-результаты. Вот примеры из Чувашии и Иркутской области по организации производств солнечных панелей. Пока наши чиновники и бизнесмены принимали инвестиционные решения, искали деньги и преуспевали в рытье котлованов, китайцы запустили около десятка относительно небольших производств аналогичного характера и заполонили своей продукцией весь мировой рынок. Так что пора уже понять, что малые и средние компании - это оперативность действий, а значит, и конкурентоспособность по сравнению с неповоротливыми, забюрократизированными экономическими гигантами.
Недавно правительство одобрило основные направления налоговой политики на 2014 и 2015-2016 годы. Минфин предлагает наделить специальным статусом участника инвестиционного проекта малые и средние компании, работающие на Дальнем Востоке; его обладатели получат возможность в течение 10 лет применять нулевую ставку налога на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет. ТПП РФ считает целесообразным наделить таким статусом во всех дотационных регионах страны все малые и средние компании, если они создают инновационные производства в реальном секторе экономики. Распространение этой практики поможет реанимировать в депрессивных территориях промышленное производство, создать десятки тысяч новых рабочих мест. Для убедительности сошлюсь на выводы международной консалтинговой группы "Делойт и Туш". Достаточно на базе наших отечественных малых и средних фирм организовать производство низко- и среднетехнологичных товаров (высокотехнологичное производство - это отдельная тема), и уже к 2015 году Россия сможет переместиться в глобальном рейтинге конкурентоспособности с 20-го на 14-е место.
- А если еще к этому добавить вменяемую ценовую и тарифную политику...
- Проблемы российского МСБ вообще не могут быть решены без изменения ценовой и тарифной политики, проводимой сегодня соответствующими государственными органами и естественными монополиями. Впрочем, эта политика влияет на всю экономику. Пока что дело ограничивается полумерами; радикальных перемен нет. Между тем, по оценкам экспертного сообщества, мы уже дошли до критической точки. Например, неадекватно высокие расходы промышленных потребителей на оплату электроэнергии и коммунальных услуг начинают весьма негативно сказываться на макроэкономических показателях всей экономики. Эксперты "Сколково" подсчитали, что ВВП "не дорастает" на 450 млрд рублей как раз из-за вздутых тарифов. ТПП РФ поддерживает принятую на Московском экономическом форуме резолюцию с предложением отказаться на три года от планов по индексации тарифов на электричество к уровню инфляции. Все это в конечном итоге пошло бы во благо нашему многострадальному МСБ, который должен бы быть одним из главнейших источников социально-экономического развития страны. Это было бы полезно и для экономики в целом. Потому что в плане тарифов на энергоресурсы мы уже давно "догнали и перегнали" США, что делает невыгодным выпуск у нас большинства товаров обрабатывающей индустрии.