Опыт других государств, наш собственный, российский опыт говорит о том, что первое, с чего начинается решение этой задачи, - это развитие сети дошкольных образовательных учреждений. Мы обязаны положить конец очередям в детские сады. Место в них должно быть доступно любому ребенку детсадовского возраста из любой семьи, независимо от места ее проживания и достатка.
Хотя и с запозданием, региональные, муниципальные власти взялись за эту работу. В Калужской, Тюменской областях, в Чукотском автономном округе, некоторых других субъектах РФ очереди в детские сады практически исчезли. Но в целом по стране ситуация иная. В некоторых регионах очереди не только не сокращаются, а растут, что вызывает справедливое недовольство людей. Напряженная обстановка из-за нехватки мест в дошкольных учреждениях сложилась, например, в Волгоградской области.
Решение проблемы детских садов приобрело в полном смысле государственное значение. Сейчас детские сады России посещает 5,3 миллиона ребят, это 63 процента детей возраста от одного до семи лет. Чтобы полностью снять проблему, необходимо к 2016 году создать в нашей стране 1,2 миллиона новых мест в детских дошкольных учреждениях. Задача сложная, но решаемая. Правительство Российской Федерации выделило на это дополнительные средства из федерального бюджета. Первый транш составит 50 миллиардов рублей. Мы, в Совете Федерации, поддержали эти шаги, одобрив закон, предусматривающий внесение соответствующих изменений в федеральный бюджет.
Вся работа по развитию сети дошкольных образовательных учреждений ведется на местах - в регионах, муниципальных образованиях. Совет Федерации как палата регионов, сенаторы, Координационный совет при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий внимательнейшим образом контролирует эту деятельность. Вместе с тем, конечно, важно, чтобы и законодательные собрания, правоохранительные органы, общественные организации следили за строго целевым расходованием выделенных средств.
Я уверена, очереди в детские сады уйдут в прошлое. Но это только часть задачи. Не меньшее значение имеют условия пребывания детей в садах. А они определяются прежде всего уровнем квалификации и, что особенно важно, когда речь идет о работе с маленькими детьми, - личностными качествами педагогов, воспитателей учреждений дошкольного образования. Россия в этом отношении страна контрастов. В детских садах трудятся как люди, которые любят детей, вкладывают в свое дело всю душу, так и люди случайные, равнодушные к детям. Нам надо думать над мерами, которые позволят привлекать в дошкольные учреждения как можно больше тех, кто хочет и умеет работать с детьми по призванию, а не только по диплому об окончании соответствующего учебного заведения.
Еще одна проблема - высокий средний возраст педагогических кадров учреждений дошкольного образования. Сейчас он составляет 50 лет. Педагогов 30-40 лет очень мало. Ясно, что если не примем меры, то к 2016 году столкнемся в этой сфере с дефицитом, но уже не мест для детей, а кадров для учреждений дошкольного образования.
Одна из основных причин такого положения - низкая оплата труда воспитателей, педагогов детских дошкольных учреждений. Указы Президента России от 7 мая 2012 года предусматривают повышение зарплаты работников бюджетной сферы, в том числе сотрудников детских дошкольных учреждений. В среднем по стране их зарплата до конца 2013 года увеличится на 35 процентов. Даже притом, что разброс средних зарплат по регионам значительный, все равно темп роста ощутимый.
Совершенно очевидно, что расширение сети детских садов, увеличение мест в них потребует расширения приема в педагогические колледжи, повышения качества подготовки специалистов. И в нашей стране, и за рубежом разработаны, опробованы инновационные технологии дошкольного образования, воспитания, которыми современные педагоги обязаны владеть.
Таким образом, проблемы есть. Их решение требует усилий не только региональных, но и федеральных органов власти. Координационный совет берет под контроль данный вопрос.
В нашей стране дошкольное образование признано уровнем образования. Я поддерживаю это решение. Именно в детсадовском возрасте идет особенно интенсивное физическое, интеллектуальное, эмоциональное, творческое, социальное развитие ребенка. Не будет преувеличением сказать, что в этот период дети - маленькие гении. Надо использовать это время для того, чтобы развитие ребенка было разносторонним, гармоничным, свободным от разного рода перегрузок. По моему мнению, детский сад, в котором трудятся высокопрофессиональные педагоги, обеспечит совместно с родителями развитие ребенка лучше, чем, когда ребенок растет только в семье. Разумеется, исключения возможны, но в масштабах страны, общества это так.
Министерство образования и науки России разработало федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В сентябре они будут внедрены в ряде регионов в пилотном режиме. Поэтому делать какие-либо выводы преждевременно. Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что сами дети развиваются по-разному, условия жизни детей в семьях тоже не одинаковые. Вот почему важно, чтобы показатели индивидуального развития детей в стандартах дошкольного образования не формулировались жестко, категорично. Вместе с тем определенность необходима в формулировании целей и основных направлений образовательного процесса.
Словом, работа по формированию в нашей стране системы дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям, идет. Координационный совет будет не только контролировать ее ход, но помогать в решении возникающих вопросов, задач.
Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru